Милостыня
Амвросий Оптинский (Гренков)
«Благости… научи меня»
(Пс. 118:66). Благость и милосердие есть главная часть любви, а любовь есть главная добродетель и заповедь, как сказано в Евангелии: «Возлюби Господа Бога твоего… всею душею твоею… а ближнего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки»
(Мф. 22, 37, 39–40).
Любовь рождается от веры и страха Божия, возрастает и укрепляется надеждой, приходит в совершенство благостью и милосердием, которыми выражается подражание Богу, как сказано в Евангелии: «Будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд (Лк. 6:36), – и еще сказано в Евангелии: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13). Милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его – выше жертвы, которая не принимается без мира к ближним, по слову Евангелия: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24).
Любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются через смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будем огорчаться и предаваться гневу, который не творит правды Божией (Иак. 1:20).
Страшны слова апостола Иоанна: «Не любящий брата, то есть всякого ближнего, пребывает в смерти, и во тьме ходит, и не знает, куда идет; а ненавидящий брата своего есть человекоубийца» (1 Ин. 3:14–15; 2:11).