Слезы
Амвросий Оптинский (Гренков)
Пишешь, что... Петр Дамаскин смутил тебя сказанным во 2-й части в 8-м Слове о слезах, что они прежде очищения от страстей – не что иное, как прелесть демонов. Вновь перечитай эту главу со вниманием. Там не так сказано и не тот смысл, ты очень усилила. Тут главный смысл – беспристрастие; и говорит, что слезы живущих посреди человек в попечении о вещах чувственных, то есть мирских, бывают от посмеяния и окрадения демонов. А твои хлопоты по казначейской обязанности не относятся к такому попечению; что делается за святое послушание, по монастырской обязанности, того нельзя назвать попечением суетным. Разумеется, что и при таких случаях должна внимательно беречь себя и вести себя в страхе Божием с охранением совести. Правда, что слезы прежде очищения от страстей бывают не совсем чисты, но они, по слову Иоанна Лествичника, очищаются и делаются правильными, если человек при плаче и слезах всегда помышляет об исходе от этой жизни и предстоянии на Страшном Суде и о последнем на нем изречении, а потом очищают и душу плачущего. При слезах всячески должно беречься тщеславия и возношения, от которых слезы делаются подобными болотной воде, где заводятся пиявицы и другие безобразные гады. Во-вторых, при слезах, по слову Иоанна Лествичника, должно всячески оберегаться обольщения бессловесной радостью, чтобы не принять волка вместо пастыря. Святой этот с удивлением говорит, до какой степени ухитрился лукавый враг, что источник добродетели, то есть плач, превращает в источник страстей.
Если может человек плакать, то благоразумно да плачет во смирении с покаянием сердечным и памятью о своих согрешениях, (только не плотских подробностей, ибо это более вредно) и памятью смерти и суда Божия. Святой Иоанн Лествичник пишет, что в воде слез потопляется мысленный фараон, который от апостола Петра называется «львом рыкающим» ( 1 Пет. 5:8), как и тебе самой некогда представлялось. Справедливо сказано, что в воде слез и умиленном плаче нет места этому льву, рыкающему и ищущему кого-либо поглотить.