Здоровье
Антоний Оптинский (Путилов)
Если посмотреть на человека здорового и посмотреть на человека, долговременно страждущего, и рассмотреть состояние души одного и другого, то кого из них назвать блаженным или окаянным – здорового или страждущего? Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние во грехах своих перед Господом Богом и перед духовным отцом и приобщались Святых Таин? Между тем здоровому человеку некогда и подумать о грехах, и если случится поговеть( подготовиться к исповеди и причастию) однажды в год, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать: «И я нынче говела». А исповедь бывает такая – больше немая, то есть ничего, кажется, нет на душе. Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили перед Богом тяжких воздыханий, которые все видит и слышит Господь. Но у здоровых совсем бывает не то, если же и они когда вздыхают, то больше о том, когда долго не видят кого, когда давно не имеют весточки о чем. Вы в болезни своей нередко орошали лицо свое слезами, а здоровые люди вместо слез сколько каждый день потратят мыла на лицо свое, чтоб было чисто, а об душе ни слова. Вы в болезни своей очи свои часто с молитвой обращаете к образу Христа Спасителя и к Пречистой Его Матери, а здоровые дамы или девы вместо образа раз по сто в день посмотрят на себя в зеркало, а помолиться хорошенько или перекреститься как должно некогда. А потому вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее всех здоровых, окружающих вас, а к этому еще и вечное блаженство на Небесах приготовлено для вас от Господа Бога, о чем во страдании своем радуйтесь вы и веселитесь, и от всей души благодарите Милосердого Бога, что у Него для страждущих приготовлено великое множество милости и утешения, которые в свое время получите вы за молитвы Богородицы.