Много ересей порождал диавол и у язычников, хотя были ему подвластны, и водил он их туда и сюда, как хотел, — и у иудеев, хотя доводил их до того, что с неистовством предавались идолослужению и человекоубийствам. А если еще больше порождает у христиан, то никто да не дивится этому. Ибо до пришествия Христова во плоти видя, что все упоены пороком, и никто, так сказать, не был трезв вполне, диавол мало рассеивал семян излишества. Но когда снизошло с небес спасительное Слово, Которое принесло нам уставы небесного жительства, а диаволу угрозами согрешающим указало ожидающее его наказание, ибо изрекло: «идите в огонь, уготованный диаволу и служителям его» (Мф. 25:41), тогда общий всех враг, видя, что и наш род спокойно и постепенно свергает с себя порок и принимает добродетель, нечестие осуждает на изгнание, охватывает же благочестие, и услышав произнесенный на него приговор, сильнейшую воздвиг на нас бурю и породил ереси. Не имея более силы противостать благочестию, старается его именем приводить многих в нечестие, маской благоговения пытается извратить истину, и нередко просиявших доблестною жизнью побеждает развращенными догматами. Ибо одно у него дело и об одном старание — всех вместе, насилием ли то, или подложными догматами, погрузить вместе с собою в пучину погибели. Поэтому, представляя это в уме, пусть и ересеначальники, когда размыслят, что они более всех готовы упасть в величайшую опасность, перестанут сеять семена противления истине — и слушатели их не станут более служить им по одному предубеждению и трудиться против истины, чтобы великая, слово и ум превосходящая заслуга Спасителя, сколько до них собственно касается, не оказалась недействительною. Но и те, которые хвалятся правыми догматами, изобличают же себя небрежностью жизни, да перестанут делать то, что показывает в них не истинных учеников благочестия, и с правою верою да соединяют и доблестную жизнь, чтобы всем нам услышать о себе царское хвалебное провозглашение.
Загрузка плеера...