Страшный суд
Макарий Великий
Праведен Бог, и правы суды Его, и нет у Него лицеприятия, но по мере благодеяний и телесных, и духовных, или познания, или понимания, или рассудительности, какие Бог различно вложил в человеческую природу, судя каждого, найдет плодов добродетели и в достойной мере воздаст каждому по делам его. «ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны» (Прем. 6:6). И Господь говорит: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:47—48). Познание же и разумение понимай различно, или то, которое дается по благодати и по небесному дару Духа, или то, которое бывает естественным следствием разумения или рассудительности и изучения Божественных Писаний. Ибо от каждого потребуются плоды добродетели, по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божией благодатью. Поэтому в день Суда безответен перед Богом всякий человек, потому что от каждого, слышал ли он, или никогда не слышал слова Божия, потребуются плоды веры, и любви, и всякой соразмерной ему добродетели, как награду от произволения и воли.