Помощь Божия
Амвросий Оптинский (Гренков)
Давно старинные люди решили, что искушения ходят не по лесу, а по людям. Впрочем, унывать и малодушествовать больше меры не должно. Силен Господь исправить и наше дело, как исправил царя пророка Давида, когда восставал на него естественный сын его. Будем подражать святому Давиду в смирении, не только во внутреннем, но и во внешнем. Он не отверг несправедливых обвинений и укоризн от Семея, до проклятия, и за то возвратил ему Господь и милость Свою, и царство. Не будем и мы себя оправдывать совершенно по человеческому чувству, а будем судить себя по слову Божию. Святой Исаак Сирин говорит, что самооправдание в Евангельском законе не означено. И апостол пишет: «Чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1:29). «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя» (1 Ин. 1:8). Положим, что в действиях наших были предположения добрые и благие касательно управления вверенных нам душ. Но никак не можем сказать о себе с уверенностью, что мы всегда поступали так, как должно было и как требовала телесная и душевная нужда ближних наших. Господь говорит в Евангелии: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 12:7), и заповедал прощать согрешающего против нас до бесконечности. Мы же по немощи человеческой бываем иногда и настойчивы в своих распоряжениях или предположениях, и думаю, что эта-то настойчивость не всегда была и бывает благовременна и уместна и по большей части причиняет скорбь как нам самим, так и другим. Если ты совершенно права, то я ублажаю тебя, потому что хотя и много скорбей у праведных, но сказано в утешение, что «от всех их Господь избавит их» (Пс. 33:20). Но сомневаться в этом заставляет слово Писания: никто не чист перед Богом даже один день жизни (Иов 14, 4–5). Поэтому основательнее смириться перед Богом и людьми и должно молить с благопокорностью Всеблагого Господа, чтобы Сам Он, известными Ему путями, направил и привел неустроенные обстоятельства к полезному концу. Сверх того, не должно забывать, что мы имеем исконного врага рода человеческого, который всеми мерами старается путать людей через их собственные немощи. Не забудем примера, как поступил Господь, когда привели к Нему жену грешную злые иудеи. Но бесы еще злее таких людей. Иудеи постыдились, будучи обличаемы, и уходили один за другим. Но о демонах святые отцы пишут, что они бесстыдны и, будучи отгоняемы и отвергаемы, опять возвращаются.
Все это пишу тебе, желая преклонить на милость к согрешающим, да и сама получишь милость от Господа. Сказано: «Милосердный помилован будет»
(Притч. 17:5). И еще слово Господне через пророка: «Если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста»
(Иер. 15:19). Если же сестры со своей стороны будут непреклонны и непокорны, то они и пожнут, что сеют. Ты же можешь получить награду свою от Господа за труд свой, и за прискорбное скорбение, и за искреннее о них попечение.