Еда
Амвросий Оптинский (Гренков)
Предлагаю на рассмотрение апостольские слова: «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).
Как ни дорого для христиан Царствие Божие и Царствие Небесное, но, по немощи человеческой, мы прежде всего заботимся о пище и питии и о прочем, за что и подвергаемся Евангельскому упреку Господа: «Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?.. потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:31–33). Господь порицает заботливое житейское попечение как препятствующее к приобретению Царствия Божия; а святой апостол Павел выставляет и другую причину, также препятствующую, когда кто употребляет пищу или питие на соблазн и претыкание ближнему. Такому он угрожает наказанием, глаголя: «Худо человеку, который ест на соблазн (Рим. 14:20).
Древним христианам апостол подавал такой совет: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим.14:21), а святые отцы соборов, снисходя немощи человеческой, кроме постов, запретили употреблять мясо только в два дня недели – в среду и пятницу, в воспоминание предания и страданий за нас Христа Спасителя. Но в настоящее время многими православными христианами и эти два дня презираются и нарушаются из подражания неправославным. Впрочем, не одной мясной пищей или вином можно соблазнять ближнего, но и беспорядочным и неблаговременным употреблением всякой другой пищи и пития. В том и другом случае нужно каяться и исправляться, чтоб не постигло нас зло, которым угрожает апостол.