Любовь к Богу
Амвросий Оптинский (Гренков)
Научает нас святой апостол Павел, говоря: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф. 5:8–9).
Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душею твоею, и всем помышлением твоим, и всею крепостию твоею» (Лк. 10:27). И еще: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Если любовь Божия настолько ревнива, что и отца, и мать допускает любить только в меру, а не больше меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиной, чтобы не грешить против любви к Богу любовью к другим неуместной, особенно же нечистой, потому что Богу любезнее больше всего целомудрие в смиренномудрии.
Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22: 39). А так как эта заповедь не всегда бывает удобоисполнима, то апостол заповедует нам облечься в броню правды (Еф. 6:14), то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за обижающих и гонящих (Мф. 5:44).
Остальными же словами – «плод благостыни» и «благовествование мира» – означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие, по сказанному: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр. 12:14). «Ищи мира и стремись к нему» (Пс. 31:15).