Печаль
Амвросий Оптинский (Гренков)
Жалуетесь на тоску и печаль. Такое состояние души бывает от двух совершенно разных причин, а иногда и смешанных между собой. Печаль, по духовным причинам бывающую, апостол называет весьма полезной. «Печаль ради Бога», – говорит он, – производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10). Неизменное значит, если человек не обращается вспять от покаяния и благочестивой жизни; этой печали вредит смущение, от тонкой гордости происходящее, и отчаяние, наводимое врагом душ наших. Печаль же, по мирским причинам бывающая, весьма вредна. Она, по слову апостола, производит смерть (2 Кор. 7:10) не только душевную, но иногда и телесную, если человек сильно предается ей, оставив надежду на Бога.
Печаль мирскую производят три причины: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, которые, по слову апостола, «не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2:16). Три эти причины рождают причину смешанную, если человек твердо не восстанет против первых, а озирается вспять, видя миролюбцев, видимым образом блаженствующих. Смешанную причину печали усиливает и ревность не по разуму (Рим. 10:2) в вещах духовных, когда человек не может удержаться в пределах смирения, а уклоняется в рвение. Апостол Иаков пишет: «Где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:16–17). Беспристрастна – значит неосуждающая. Считающие себя умеющими и более разумевающими склонны к осуждению.
Вот я, скудоумный, увлекающийся желанием пользы ближнему, забывая собственное непотребство, указал вам причины, наводящие тяготу душевную, – не в обличение, но сердечно желая избавления вам от нестерпимой печали, которая отравляет жизнь вашу. Сами вникните и рассмотрите, от чего более происходит томление духа вашего и, призывая со смирением и верою помощь Божию, постарайтесь по силе удалить неправильные поводы и причины. Не зря апостол сказал: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). Да! Немалое терпение, и разумение, и смирение необходимы, чтобы избавиться от обоюдного стремительного течения, где, с одной стороны, искушает тонкое миролюбие и тягота плоти, а с другой – ревность не по разуму (Рим. 10: 2), доводящая до рвения. И все это лишает мира душевного, тяготит, томит, смущает.