Страсть
Амвросий Оптинский (Гренков)
Вера, незлобие, смирение, и любовь, и доброжелательство другим выше всех добродетелей, как свидетельствует Сам Господь в Евангелии, говоря: «Милости хочу, а не жертвы (Мф. 9:13), то есть более, чем жертвы. А, напротив, неверие и лукавство, зависть, и злоба, и ненависть хуже всех грехов и зловреднее всех страстей и пороков.
Как же быть тем, которых как бы невольно тревожат и беспокоят нелюбовь и злоба, зависть и ненависть или смущает неверие?
Прежде всего должно обратить внимание на причины этих страстей и против этих причин употребить приличное духовное врачество. Причина неверия – любовь земной славы, как свидетельствует Сам Господь во святом Евангелии: «Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете?» (Ин. 5:44). А зависть, и злоба, и ненависть происходят от гордости и неимения любви к ближним. Врачество же против этих страстей: во-первых – смиренное и искреннее сознание своей немощи перед Богом и духовным отцом; во-вторых – евангельское понуждение не действовать по влечению этих страстей, а делать противное им; третье врачество – искать во всем только славы Божией и от Бога; четвертое врачество – смиренное испрашивание помощи Божией псаломскими словами: «И от умышленных удержи меня, и от чуждих пощади рабу Твою (или раба Твоего )...» (Пс. 18:14). Испрашивать же помощи Божией не сомневаясь, а веруя, что «невозможное у людей возможно от Бога» (Мк. 10:27).
Пятое врачество – самоукорение, т.е. во всяком неприятном и скорбном случае или обстоятельстве должно возлагать вину на себя, а не на других – что мы не умели поступить как следует и от этого вышла такая неприятность и такая скорбь, которой и достойны мы попущением Божиим за наше нерадение, за наше возношение и за грехи наши, прежние и новые.