Григорий Нисский

Григорий Нисский

Цитата: «О Естестве»



Когда <апостол Павел> проповедует превосходящее и превышающее всякий ум, употребляет высшие наименования, называя Христа над всеми Богом (см.: Еф. 4, 6), Великим Богом (см.: Тит. 2, 13), Божиею Силою и Премудростию (см.: 1 Кор. 1, 24) и сему подобными. А когда описывает словом все необходимо, ради нашей немощи, воспринятое испытание страданий, то для соединяющего в Себе оба <естества> берет наименование от нашего естества, называя Его человеком, но не сообщая сего наименования остальному естеству <т. е. Божескому>, дабы сохранилось о том и другом благочестивое разумение, когда человеческое прославляется по причине восприятия, а Божеское не умаляется по причине снисхождения, но, предавая человеческую часть страданиям, Божескою силою совершает воскресение того, что пострадало. Таким образом, испытание смерти относится к Тому, Кто приобщился способного к страданию естества по причине единения с собою человека, причем и высокие, и Божеские наименования переходят на человека, так что видимый на Кресте именуется Господом славы по причине соединения естества Его с низшим и перехождения вместе с тем и благодати наименования от Божеского <естества> на человеческое. Посему разнообразно и различно представляет Его Писание, то сшедшим с небес, то рожденным от Жены, Богом Предвечным, и человеком в последние дни, так что и бесстрастным исповедуется Единородный Бог, и страждущим Христос, и этими противоречиями не говорится неправды, так как с каждым именем соединяется приличное ему понятие.

Поделится цитатой: