Сердце христианское, приняв что-либо Божественное, не требует еще другого со стороны убеждения в том, точно ли это от Господа, но самым тем действием убеждается, что оно небесное, ибо ощущает в себе плоды духовные: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).
Напротив, «если сам сатана принимал вид Ангела света» (см. 2 Кор. 11:14) или представлял мысли самые благовидные, однако сердце все будет чувствовать какую-то неясность, волнение в мыслях и смятение чувств. Объясняя это, святой Макарий Египетский говорит: «Хотя бы [сатана] представлял и светлые видения, не возможет, как сказано, произвести доброго действия, что и служит точным его признаком» (Прп. Макарий Великий, сл. 4, гл. 13).
Итак, из этих разнообразных действий сердечных может человек познать, что есть Божественное и что диавольское, как об этом пишет святой Григорий Синаит: «От действа убо возможешь познать воссиявый свет в душе твоей, Божий ли есть, или сатанин» (Добротолюбие. Ч. 5. Прп. Григорий Синаит. О безмолвии).
Загрузка плеера...