Добродетель
Симеон Новый Богослов
Посмотрим, какие и каковы есть обиталища добродетелей, за которые всякий должен пролить кровь свою, чтоб приобрести их? — Первое такое обиталище есть блаженное смирение, как сказал Христос Господь: «Блаженны нищие духом, ибо тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5:3). Желающий войти в это обиталище смирения, а через него и в Царство Небесное, — если не предаст себя прежде на заклание, как овца, связанное по рукам и ногам, и на принесение себя в жертву руками всякого, кто захотел бы заколоть его, и если не умрет совершенною смертью, через умерщвление воли своей, — никогда не войдет в него и не приобретет его. Если же этого не приобретет, не приобретет и никакого другого. Ибо тому, кто оставит эту добродетель, невозможно будет успеть ни в какой другой. Господь положил, чтобы добродетели следовали одна за другою в своем порядке и постепенно. Представь в уме своем, что добродетели в жизни людей являются, как некие острова посреди моря, отделенные один от другого водою, но соединенные посредством мостов и состоящие таким образом во взаимной связи. Первая из этих добродетелей есть блаженное смирение, в которое вошедший западною дверью посредством покаяния и пробывший в нем довольное время, выходит восточною дверью и, перешедши затем чрез мост, вступает в обиталище плача, а после того, как пробудет и там довольно времени, омоется, очистится и облечется в благообразие плача, перебегает и оттуда в жаждалище и алкалище правды, т. е. в голод и жажду о всякой добродетели. Потом идет он в палату милостивости и благоутробия и, перешедши через нее, или, лучше сказать, углубляясь более и более внутрь его, обретает царскую сокровищницу чистоты, в которую вступив, узревает невидимого Царя Славы, сидящего внутри его. Палата эта есть тело, царская сокровищница — душа, с которою, когда соединится Бог ради исполнения заповедей Его, делает ее всю Божественным светом и богом через единение с Собою и благодатью Своею. И только всякий проходящий означенным путем добродетелей приходит в это боголепное состояние. Вступить в это шествие с другой стороны или, минуя то или другое обиталище, искусственным неким способом перебраться в дальнейшее совершенно невозможно. Именно так, как сказано, определил входить в Царство Небесное Владыка Христос, и быть этому иначе никак не возможно. Если пределы моря пребывают неподвижными и морю нет возможности выступить из них, не тем ли более сохранится неподвижным и неизменным то, чему быть так, а не иначе определил Господь в деле нашего спасения?