Воздержание
Иоанн Кассиан Римлянин
Помню, что и я пострадал нечто постясь до того, что потерялся позыв к пище, и я пребывал два и три дня без пищи, и нисколько не желал ее, если бы другие не побудили меня к принятию пищи. Также, по коварному действию диавола, сон до того удалился от глаз моих, что я, проведя много ночей бел сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, чем от чревоугодия и многого сна. Итак, нам нужно заботиться как о том, чтобы по желанию плотского удовольствия не принять пищи прежде назначенного времени, или сверх меры, так и о том, чтобы употреблять ее и спать в назначенный час, хотя бы и не хотелось; потому что и чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя.