Фильтр цитат

Тема:
Воспитание
X
Беседа Бесы Благодарность Благодать Ближний Богатство Богопознание Богоугождение Болезнь Борьба Брак Будущее Вера Воздаяние Воздержание Война Воля Воля Божия Воспитание Высокомерие Глаза Гнев Гордость Дело Деньги Дети Добро Добродетель Друг Духовная жизнь Душа Еда Елеосвящение Ересь Забота Зависть Заповеди Здоровье Злопамятство Искушение Исповедь Исправление Истина Клятва Колдовство Лень Ложь Любовь Любовь Божия Любовь к Богу Милостыня Мир Молитва Молчание Монастырь Монах Мысли Надежда Наслаждение Начальство Нечувствие Нищета Обличение Оправдание себя Оскорбление Осуждение Отчаяние Очищение Падение Память Подвиг Познание себя Покаяние Поклон Помощь Божия Послушание Пост Похвала Празднословие Прелесть Причастие Промысел Божий Простота Прощение Работа Раздражительность Разум Рассеянность Рассуждение Ревность Родители Ропот Самолюбие Самомнение Самоубийство Свобода Свобода воли Святость Священники Священное Писание Сердце Скорбь Слава Слезы Смертная память Смерть Смех Смирение Совесть Совет Сокрушение Сон Сострадание Спасение Спокойствие Спор Сребролюбие Ссора Страсть Страх Страх Божий Страх смерти Стыд Счастье Тело Терпение Трезвение Тщеславие Ум Умерший Уныние Утешение Учёба Храм Хула Царство небесное Церковь Честь Чистота Чтение Ярость
Загрузка плеера...
Тема:

Воспитание

Автор:

Макарий Оптинский (Иванов)

Преподобный (1788–1860)
Макарий Оптинский (Иванов)

Трудный вопрос о детях: когда бывают в кругу родных и сверстников, допускать ли их к картам и к танцам? Как это решить – не знаю. Что вошло в обычай светских обращений, трудно противостать, общаясь с миром. Просто надо быть исповедником, перенося укоризны, насмешки и презрение. Но и допустить с юных лет до карт, это может со временем обратиться в привычку и даже в страсть, также и танцы, которые назвал один мудрый проповедник «Иродиадино искусство» и которые мир считает невинным удовольствием в обществе, а в сущности они греховны. Сколько можно, надо внушать детям, что для них вредно и то, и другое, но они, смотря на других детей, упражняющихся в этих забавах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских.

Будьте осторожны, как поступать с С., Господь да вразумит вас, чтобы и не слишком строго, и не слабо, а наблюдать середину. Вы учите ее басням, это не худо. Только тут добродетель похваляется, а порок осуждается, только и всего, а надо что-нибудь потверже предложить: «страх Божий, ибо он есть начало мудрости» (Притч. 1:7), и «страхом Божиим уклоняется всяк от зла» (Притч. 16:6). Надо внушать, что Бог видит не только дела наши и слова, но даже и помышления, и за добродетель награждает, а за порок наказывает, это учение находится во многих учениях христианских для детей. Не мешает катехизис ей учить и следить за ее нравственностью; Писание говорит: «Помышление сердца человеческого - зло от юности его» (Быт. 8:21), а навык к добродетелям облегчает это, так как и ко злу навык противится добродетелям, и потому надо зло истреблять, а добродетель насаждать: «Уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33:15). О С. опять скажу слово: надо, чтобы она замечала свои пороки, и смирялась через это, и раскаивалась бы в них. Басни я совсем не осуждаю, но она будет видеть только чужие пороки и осмеивать их, а себя – свободной от них, и этим увлекаться в тщеславие.

Телеграм канал
с цитатами святых

С определенной периодичностью выдает цитату святого отца

Перейти в телеграм канал

Телеграм бот
с цитатами святых

Выдает случайную цитату святого отца по запросу

Перейти в телеграм бот

©АНО «Доброе дело»

Яндекс.Метрика