Фильтр цитат

Тема:
Раскаяние
X
Атеизм Бдение Безмолвие Бесстрастие Бесы Благодарность Благодать Ближний Бог Богопознание Болезнь Борьба Ведение Вера Вечные муки Власть Воздержание Воля Воскресение Христово Глаза Гордость Грех Девство Добродетель Душа Еда Жизнь Жизнь вечная Заповеди Здоровье Зло Икона Искушение Исповедь Исправление Лень Лицемерие Лукавство Любовь Любовь Божия Любовь к Богу Молчание Монах Мудрость Мученичество Мысли Наслаждение Начальство Нерадение Нечувствие Оскорбление Память Плач Плоть Подвиг Подготовка к смерти Покаяние Последние времена Послушание Пост Похоть Почитание Бога Празднословие Прелесть Проповеди Пьянство Работа Рабы Божии Радость Раздражительность Разум Рай Раскаяние Ревность по Богу Решимость Ропот Самомнение Священники Семья Скорбь Славолюбие Сладострастие Слезы Смертная память Смерть Смех Смирение Смысл жизни Соблазн Совершенство Спасение Ссора Страсть Страх Страх Божий Страх смерти Страшный суд Тело Терпение Трезвение Уединение Утешение Царство небесное Человек Чревоугодие Юность Язык
Загрузка плеера...
Тема:

Раскаяние

Автор:

Феодор Студит

Преподобный (~759–826)
Феодор Студит

К получению спасения нам предлежит еще только, по апостольской заповеди, раздавать, на основании веры своей правой, золото, серебро и камни драгоценные честное, а не дрова, сено и солому« (1 Кор. 3:12) — эту пищу огня. Кто так утвержден, того ничто не может поколебать в его вере в Господа. «Христос нас искупил есть от клятвы законной, быв по нас клятва, как написано» (Гал. 3:13). Не попустим же себе опять попасть под клятву. Христос омыл нас в крови Своей, банею возрождения и обновлением Духа Святого; не дадим же себе опять возвратиться к постыдным делам, от которых отказались. Если же не сделаем так, то, в день откровения Своего, Он может сказать нам: «Я сделал вас Своими сотелесниками, вы же части тела Мои сотворили частями тела блудными; Я омыл вас от грехов ваших, так что вы не «имели скверны, или порока, или нечто от таковых» (Еф. 5:27), — вы же опять обложили себя зловонием страстей и очернили себя скверной грехов; Я исполнил вас обильно умным светом через Духа Святого, а вы ум свой сделали жилищем неистовых страстей; Я сделал вас сонаследниками вечных благ, вы же избрали быть лучше сонаследниками противника Моего: «Отойдите же от Меня, проклятые в огонь вечный, уготованный диаволу и служителям его» (Мф. 25:41). Но да не будет нам никогда услышать такой страшный голо и испытать такой нестерпимый гнев. Почему со всяким старанием возревнуем приобрести чистоту, слезы, сокрушение сердечное, исполняя свои послушания безропотно, бодрствуя в деле Божием день и ночь, чтобы враг, прокравшись, не поглотил невнимательной души. Когда бы нам и при бдении избежать козней змея! При дремании же как достигнуть этого! Но скажет кто: немощно и стремительно ко греху естество наше. Согласен с этим и я, в том же естестве состоя. Но прошу вот о чем: как только случится что такое, тотчас да будут — раскаяние, исповедание, сокрушение сердца, и живое стремление к восстановлению прежнего доброго состояния. Так действуя ежедневно, достигнем искомого; достигши искомого, и желанный голос: придите — услышать сподобимся, — и Царствия Небесного наследниками сделаемся.

К уклонившимся же с пути обращусь со следующим словом Пророка: «Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?» (Пс. 4:3), — ища исполнения волей своих, по возбуждению страстей ваших, не полагая перед очами страха Божия, ни суда неподкупного, ни огня неугасимого, ни тьмы кромешной, ни скрежета зубов и тартара невообразимо страшного, но так бесстрашно и дерзко, так лживо и легкомысленно судя о Боге при беспутных начинаниях ваших. До каких пор будете вы забывать суды Его? До каких пор будете не приходить в чувство раскаяния? До каких пор будете полагать лукавые советы в душах своих, придумывая извинения во грехах и предаваясь суетным чаяниям? — восставьте себя, наконец, от падения, разгоните окружающую вас тьму, пресеките безумные стремления ваши. От кого бежите вы? От кого отрицаетесь? Не от Духа ли Святаго, Которого приняли в день избавления?.

Всякий день станем проводить со всем вниманием и бдительным самоохранением, рано утром, по знаку, тотчас живо вставая, и сон прогоняя, и по внимательной молитве в келье и в общем собрании принимаясь всякий за свое дело, — келарь в столовой, повар в поварне и прочие все всякий на своем месте: нигде ропот, нигде преслушание, нигде крик, нигде противоречие, — и не злость, скрытно держимая, чтобы по наружности только казаться мирным, внутри же питать злобу и, как только случай, ужалить, подобно змею, или отомстить, подобно мстительному верблюду. — Случилось оскорбление и прошло. Но искренно ли совершилось раскаяние или прощение? Не распалитесь опять помыслами и не покуситесь воздать злом за зло, или досаждением за досаждение, напротив благословите, зная, «что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение. Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему, потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить их с земли» (1 Пет. 3:9-12).

Для чего другого сеет земледелец, как не для того, чтобы потом и пожать? Для чего трудится торговец, как не для того, чтобы получить прибыль? Так и слово учения распространять поставленный для чего другого это делает, как не в надежде преуспеяния и усовершенствования слышащих? — В отношение же к вам, по грехам моим, слово мое остается совершенно бездейственным. Сею много и много тружусь, но никакого плода не вижу. Говорю, оглашаю, напоминаю — и иногда на час сила слова моего доходит до слуха вашего душевного, но вы тотчас скорее того опять все забываете и остаетесь в тех же прегрешениях. Плачу об этом и раздираюсь сердцем, не имея сил пресечь вашу беспорядочность. Конечно, такая безуспешность зависит от бессилия смиренных слов моих. Пусть, впрочем, в этом на моей стороне вина. Но разве вы не слышите словес Божественного Писания? Не оглашают ли они каждодневно слуха вашего спасительными догматами? — Что вопиют, кроме того, и святые отцы? Что возвещают? О чем свидетельствуют? Чем угрожают? — Не приводят ли они перед глазами вашими страшного такого и нелицеприятного судилища, потрясающего такого окончательного решения Божия, такого поражающего отвержения и мук бесконечных, огня неугасимого, червя ядовитого, не умирающего, тьмы тьмущей, диавольской преисподней и прочего, что при этом помышляется? — Не показывают ли они, напротив этого, Царства Небесного — Жизни нескончаемой, славы неприступной, света неизреченного, немыслимых красот рая, лона Авраамова, обителей святых, дворов праведных, чинов Ангельских, радований неизъяснимых? — И при всем том никакого не видно у вас исправления, ни даже раскаяния. — Какого, впрочем, слова можем мы послушать, когда только и ищем, чтобы удовлетворить свои плотские страсти и пристрастия, когда совсем опустились, только и на уме держим, как бы что поесть и попить, какое бы слово смешное выпустить на разорение своей души и души слышащего, что бы придумать, чтобы прикрыть вину свою или свалить ее на другого, — и обще скажу, когда мы души свои сделали не детелищем преподобия и правды, а всякого беззакония и неправды?

Телеграм канал
с цитатами святых

С определенной периодичностью выдает цитату святого отца

Перейти в телеграм канал

Телеграм бот
с цитатами святых

Выдает случайную цитату святого отца по запросу

Перейти в телеграм бот

©АНО «Доброе дело»

Яндекс.Метрика