Авва Исайя (Скитский)

Авва Исайя (Скитский): «О раскаянии»

Жало грехов моих не стало еще непрестанно уязвлять сердце мое (т. е. не пришло еще болезненное сокрушение о грехах). Бремя грехов моих еще не отяготело надо мною, не подавляет меня тяготой своей, не чувствую тяготы грехов. Не познал еще я вполне, как следует, силы огня, иначе подвизался бы не впасть в него. Глас слышится в ушах моих, что ад предлежит мне, так как поистине не очистил еще я сердца своего. Раны на теле моем сделались опасными, но еще не воссмердели, чтобы искать врачевства. Я прикрываю от людей раны от стрел и не могу терпеть, чтобы касался их врач. Он предложил мне наложить примочки на раны, но я не крепок сердцем, чтобы стерпеть едкость их. Врач добр и не требует с меня вознаграждения, но леность моя не дозволяет мне сходить к нему. Приходит он сам ко мне поврачевать меня и находит меня едящим то, что растравляет раны. Он упрашивает меня перестать отныне принимать такие яства, но сласть вкушения их обольщает сердце мое. Когда поем, раскаиваюсь, но раскаяние мое неистинно. Присылает мне врач свое ястие, говоря: "Поешь, чтобы оздороветь,"— но злой навык не дает мне принять его. Конец всего этого, — не знаю, что мне делать?
Восплачьте же со мною все братия, знающие меня, да придет ко мне помощь паче силы моей и возобладает мною, чтобы я сделался достойным быть учеником Господа моего, ибо Его сила во веки веков.

Блаженны те, которые возлюбили жизнь вечную, когда они не претыкаются. Итак, подвизаться надлежит в труде и поте, сокровенно в сердце, против томящего тебя помысла (чувства оскорбления), чтобы не попустить стреле его уязвить сердце твое. Но трудно тебе будет уврачевать его, если не будешь ты всегда иметь перед очами своими грехов своих. Когда услышишь, что кем-нибудь учинено тебе зло некое, противопоставь этому доброе желание свое — не воздать ему в сердце своем, не поносить его, не осуждать и не оглашать, предав его на обсуждение всем , и думай после этого: во мне нет ничего худого. Если в тебе есть страх преисподней, то он препобедит в тебе злые помыслы, внушающие тебе воздать ближнему твоему, говоря тебе: несчастный! молишься ты о грехах своих, и Бог терпит тебя до сих пор, не обнаруживая их перед всеми; ты же, гневаясь на ближнего, бросаешь его на обсуждение всем. Не явно ли, что ты не раскаян во грехах своих, когда никакого не имеешь в сердце своем снисхождения к ближнему?