Диадох

Диадох: «О очищении»

Когда сердце со жгучей некой болью принимает бесовские нападки, так что одолеваемому думается, будто он носит самые стрелы, — это знак, что душа стала усердно ненавидеть страсти. И это есть начало очищения ее. Ибо если она не потерпит великих болей от бесстыдства греха, то не возможет потом богато порадоваться и о благотворности правды. После этого желающий очистить сердце свое да разогревает его непрестанно памятью о Господе Иисусе, имея это одно предметом богомыслия и непрестанным духовным деланием. Ибо желающим сбросить с себя гнилость свою не так следует вести себя, чтоб иногда молиться, а иногда нет, но всегда должно упражняться в молитве со хранением ума, хотя бы жил далеко от молитвенных домов. Ибо, как взявшийся очистить золото, если хоть на короткое время оставит горнило без огня, делает, что очищаемая руда опять становится жесткой, так и тот, кто иногда помнит о Боге, а иногда нет, что кажется приобретает молитвою, то теряет пресечением ее. Но мужу, любителю добродетели, свойственно всегдашнею памятью о Боге потреблять привязанность сердца к земному, чтоб таким образом при постепенном испарении зла под действием огня благого памятования душа с полною славою совершенно взошла к естественной своей светозарности.

Очистить ум только Духа Святаго есть дело. Ибо если не придет Сильнейший его, не поймает и не свяжет хищника этого (Лк. 11:22), то похищенное им никак не может быть высвобождено. Нужно всякими добродетелями, тем более же миром душевным, упокоевать в себе Духа Святого, чтоб иметь в себе светильник разума всегда светящим; потому что, когда он непрестанно светит в сокровенностях души, тогда не только явны бывают в уме даже малые темные нападки бесовские, но и бездейственны и неустойчивы, будучи обличаемы Святым теми преславным Светом. Почему Апостол и говорит: «Духа не угашайте» (1 Сол. 5:19), то есть «не оскорбляйте Святого Духа Божия» (Еф. 4:30) злыми делами или помышлениями, чтоб не лишиться победительного того светильника. Ибо не вечный и животворный угасает при этом Дух, но Его отвращение оставляет ум наш отвердевшим и чуждым света знания.