Тихон Задонский

Тихон Задонский: «О Богоугождении»

Апостол повелевает «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4: 22–24). Отложим образ ветхого человека, скотоподобный и звериный, мерзкий и нечистый, и облечемся в новый образ Божий, небесный и святой. И станем подобны Отцу нашему Небесному, Который нас создал по образу и подобию Своему. И этот образ, растленный грехом, Отец наш небесный обновляет во Христе силой святого Духа. Станем подобны Ему благими нравами: будем милосердны, как Он милосерден, будем чисты и святы, как Он свят, будем щедры, кротки, терпеливы и милостивы, как Он долготерпелив и многомилостив. И поскольку будем совлекаться ветхого человека, постольку будем облекаться в нового; ибо отвержение одного есть облечение в другого, и смерть одного есть жизнь для другого. Совлекается и умерщвляется ветхий человек – облекается и оживляется в нас новый. Поскольку же будем облекаться в нового человека, постольку будут в нас богоподобные свойства. Поскольку же будут богоподобные свойства, постольку будет чист и ясен в нас образ Божий.

Царю своему Христу должны быть подобны и воины Его, истинные христиане. Смиряются ниже всех, но Бог их выше всех возносит (1 Ин. 4: 4); странствуют по земле, но отечество их – небо; на земле обитают, но имеют «жительство – на небесах», откуда ожидают и Спасителя (Флп. 3: 20). В рубищах ходят, но внутри покрываются царской багряницей. Человеческого наследия лишаются, но имеют Божие; «наследники Божии, сонаследники же Христу» (Рим. 8: 17). На земле богатство не ищут и не имеют: но небесные сокровища отверзаются им (2 Кор. 4: 7). Люди их гонят, но Бог приемлет (2 Кор. 6: 17). Люди их оставляют, но с Богом имеют общение (1 Ин. 1: 3). Мир их осуждает, но Бог оправдывает (Рим. 8: 30–33). Мир их проклинает, но Бог благословляет (Еф. 1: 3; 1 Пет. 3: 9; Гал. 3: 9). Мир их оскорбляет, но Бог утешает (2 Кор. 1: 4). Мир их бесчестит, но Бог их прославляет (Пс. 90: 15; 1 Пет. 5: 10).

Что значит последовать Христу, как говорит Господь: «Возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мк. 8:34)? Злодеи страждут и несут крест свой, но не следуют Христу, поскольку по делам своим приемлют. Что значит следовать Христу? Быть в истинном покаянии, творить плоды покаяния и терпеть всякое страдание, какое бы ни случилось, ради любви Божией, взирая на Самого Христа, так пострадавшего. Христос делал только добро и греха не сотворил, и добру учил, но терпел всякое страдание ради нас, творя волю Небесного Своего Отца и совершая дело Его (Ин. 4:34). «Быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Так научил Он нас Своим примером, как подобает угождать Богу: то есть творить добро и терпеть зло, чтобы творить волю Божию. Ибо угождать Богу – значит творить Его волю. Без этого невозможно угождать Богу. Ибо воля Божия в том, чтобы мы творили добро и великодушно переносили все тяжелое, преодолевая его с безропотным терпением.

«Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней» (Пс. 23:1). И Бог есть на всяком месте, Он «надежда всех концов земли и находящихся в море далеко» (Пс. 64:6), ибо «во всех местах владычества Его» (Пс. 102:22). И ты в любом месте находишься в Царствии Божием и Бог с тобою везде. Благочестивые, где бы они ни находились, обитают в Царствии Божием, и Бог всегда с ними: «с ним Я в скорби» (Пс. 90:15). С Богом же на всяком месте отечество и дом, так же как без Бога дом и отечество становятся ссылкой и пленом. С Богом в бедах, страданиях и в самом аду хорошо, без Бога, даже рай и небо ничто. Ибо где Бог, там и Царствие Божие, рай, небо и все блаженство. Бог – сокровище и источник утешения, радости, веселья и всякого истинного блаженства, и без Него не может быть истинного утешения, истинной радости и веселья, истинной жизни и блаженства.

Если Христос есть глава верных, то не соединенные с Ним верой и любовью не являются членами Его тела. Не соединены же с Ним те, кто не следует за Ним. Не следуют Ему те, кто не подражает Его смирению, терпению, кротости и прочим Божественным нравам. Если Христос ведет к небу, то непременно заблуждаются те, кто за Ним не следует. Если Христос – наш пастырь, то не Его овцы те, которые не слушают Его гласа: «Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною» (Ин. 10:27). Если Христос – учитель и наставник наш, не Его ученики те, кто не учится от Него смирению, терпению, кротости. Если Христос свет, то ходят во тьме те, кто не идет за Ним, – непременно остаются во тьме те, кто удаляется от света. Если Христос – жених верных душ, те, кто удаляются от Него, прелюбодействуют. Если Христос истина, непременно прельщаются и заблуждаются те, кто не придерживается Его. Если Христос – жизнь, то мертвы те, кто отлучается и удаляется от Него, как сказано: «Вот, удаляющие себя от Тебя гибнут» (Пс. 72:27). Видишь, возлюбленный христианин, как нужно нам следовать Христу, ибо это «одно только нужно» (Лк. 10:42), и, напротив, как опасно удаляться от Того, у Которого жизнь и блаженство.