Исихий Иерусалимский

Исихий Иерусалимский: «О подвигах»

Тому, кто несет подвиг внутри, в каждое мгновение нужно иметь следующие четыре делания: смирение, крайнее внимание, противоречие помыслам и молитву. Смирение — чтобы, как борьба у него идет с соперниками — гордыми демонами, всегда иметь в руке сердца помощь Христову: ибо Господь ненавидит гордых. Внимание - чтобы всегда держать сердце свое не имеющим никакого помысла, хотя бы он казался добрым. Противоречие - чтобы, как только уразумеет, кто пришел, тотчас с гневом воспротиворечить лукавому, как говорится: «и я дам ответ поносящему меня» (Пс. 118:42), — «не Богу ли повинется душа моя» (Пс. 61:2)? Молитву — чтобы после противоречия тотчас из глубин сердца возопить ко Христу с воздыханием неизреченным. И тогда сам подвизавшийся увидит, как враг его поклоняемым именем Иисуса, как прах ветром развевается и гонится прочь, или как дым исчезает со своим мечтанием.

Если, начав жительствовать во внимании ума, со вниманием сочетаем смирение и с прекословием соединим молитву, то будем хорошо идти мысленным путем с поклоняемым и святым именем Иисуса Христа, как с светильником света, — как выметая и очищая от греха, таи и украшая и убирая дом сердца своего. Если же на одно свое бодрствование или внимание понадеемся, то скоро, подвергшись нападению врагов, упадем, будучи побеждены. И начнут тогда во всем одолевать нас эти коварнейшие злоумышленники, а мы начнем больше и больше опутываться злыми пожеланиями, как сетями, — или и совершенной победе подвергнемся от них, не имея в себе победоносного меча, — имени Иисус-Христова. Ибо только этот священный меч, будучи непрестанно вращаем в упраздненном от всякого образа сердце, умеет обращать их вспять и посекать, обжигать и поедать, как огонь солому.