Фильтр цитат

Тема:
Справедливость
X
Ангел Ангел Хранитель Атеизм Беда Бедность Безмолвие Бесстрастие Бесы Благодарность Благодать Благоразумие Благочестие Ближний Блуд Бог Богатство Богопознание Богоугождение Болезнь Борьба Будущее Ведение Вера Вечные муки Воздаяние Воздержание Война Воля Воля Божия Воплощение Воскресение Воспитание Врач Высокомерие Гадание Глаза Гнев Гнев Божий Гордость Господь Гость Грех Девство Дело Деньги Дети Добро Добродетель Друг Дух Святой Душа Еда Елеосвящение Ересь Женщина Жизнь Жизнь вечная Забота Зависть Закон Божий Заповеди Здоровье Зло Злопамятство Знание Идолопоклонство Икона Искушение Исповедник Исповедь Исправление Истина Клятва Колдовство Кощунство Красота Крест Крещение Кротость Лень Лесть Лицемерие Ложь Лукавство Любовь Любовь Божия Любовь к Богу Любомудрие Милостыня Мир Молитва Монах Мудрость Мученичество Мысли Надежда Наказание Наслаждение Начальство Ненависть Нерадение Обличение Общение Одежда Оправдание себя Осуждение Отчаяние Память Печаль Печаль по Богу Плач Плоть Подвиг Подвижничество Познание себя Покаяние Поклон Помощь Божия Порок Последние времена Послушание Пост Похвала Похоть Праведность Празднословие Прелюбодеяние Привычки Приметы Причастие Промысел Божий Проповеди Прошение Прощение Пьянство Работа Радость Раздражительность Рай Раскаяние Раскол Рассеянность Ревность по Богу Рождество Роскошь Самолюбие Самомнение Свобода Святость Священники Священное Писание Семья Сердце Сквернословие Скорбь Скромность Слава Славолюбие Сластолюбие Слезы Служение Богу Слух Смертная память Смерть Смех Смирение Смысл жизни Снисхождение Соблазн Совершенство Совет Сокрушение Сотворение мира Спасение Сплетни Спокойствие Спор Справедливость Сребролюбие Ссора Страдание Страсть Страх Страх Божий Страшный суд Суета Счастье Тело Терпение Трезвение Троица Тщеславие Убийство Ум Умерший Уныние Утешение Храм Христос Хула Царство небесное Целомудрие Церковь Человек Человекоугодие Честь Чистота Чревоугодие Щедрость Юность Язык Язычество Ярость
Загрузка плеера...
Тема:

Справедливость

Автор:

Василий Великий

Святитель (329/30–379)
Василий Великий

Полезно же это не только судьям, но и при избрании чего бы то ни было в жизни. Поскольку в нас есть какое-то естественное судилище, на котором различаем доброе и лукавое, то при избрании того, что делать, нам необходимо составлять правильные суждения о вещах и, подобно судье, который равнодушно и со всей справедливостью выносит решение в тяжбе, доверять добродетели и осуждать порок. Например, у тебя судятся блуд и целомудрие; высокий ум твой, которому вверено судилище, председательствует; сластолюбие защищает блуд, а страх Божий заступается за целомудрие. Итак, если осудишь грех и дашь победить целомудрию, то правильно рассудишь дело. А если, позволив сластолюбию перевесить, объявишь, что грех предпочтительнее, то рассудишь криво, подпав клятве сказавшего: «Горе тем, которые... тьму почитают светом и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким!» (Ис. 5:20). Поскольку, по словам того же Соломона, «помышления праведных – правда» (Притч. 12:5), надо стараться, чтобы внутри, в потаенном судилище помышлений, составлялись о деле строгие суждения и чтобы ум уподоблялся весам, точно определяющим вес каждого поступка. Когда каждая заповедь судится у тебя с противоположным ей пороком, тогда закону Божию доставляй победу над грехом. Судятся ли стремление к избытку и равенству имений? Осуди пожелание чужого, а добродетель одобри. Вступают ли между собой в тяжбу укоризна и долготерпение? Постыди укоризну и предпочти долготерпение. Или препираются вражда и любовь? Вражду, предав бесчестию, гони как можно дальше, а любовь, почтив, приближай к себе. Судятся ли лицемерие и искренность, мужество и трусость, благоразумие и неблагоразумие, справедливость и неправда, целомудрие и своеволие, короче говоря, судится ли всякая другая добродетель со всяким другим пороком? Тогда-то именно и покажи правоту суда в потаенном судилище души твоей и, сделав заповедь как бы заседающей с тобою на суде, прояви себя ненавистником лукавства, отвращающимся от грехов и предпочитающим добродетели. Если в каждом деле будет побеждать у тебя лучшее, то будешь блажен в тот день, когда «Бог будет судить тайные дела человеков», по благовестию нашему, «и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2: 15–16), не пойдешь осужденным за склонность к худому, но будешь почтен венцами правды, какими в продолжение всей своей жизни ты сам увенчивал добродетель.

Кто предварительно не изучил справедливого, тот не может правильно разбирать сомнительные дела. И сам Соломон, если бы не имел точных понятий о справедливом, не мог бы так правильно и удачно произнести этого всем известного определения, которым решил спор двух бесчестных женщин о младенце (3 Цар. 3: 16–28). Поскольку не было свидетелей тому, что говорили женщины, Соломон обратился к природе и при ее помощи нашел неизвестное: чужая женщина без сожаления соглашалась на убийство младенца, а мать по естественной любви не могла даже и слышать о его страдании. Поэтому тот, кто узнал истинную правду и через нее научился отдавать каждому должное, может совершать суд. Как стрелок направляет стрелу точно в цель и стрела падает ни дальше ни ближе, ни по ту ни по другую сторону цели, так судья отгадывает справедливое невзирая на лица (потому что «иметь лицеприятие на суде – нехорошо» (Притч. 24: 23) и ничего не делая по пристрастию, но произнося определения правые и непревратные.

Телеграм канал
с цитатами святых

С определенной периодичностью выдает цитату святого отца

Перейти в телеграм канал

Телеграм бот
с цитатами святых

Выдает случайную цитату святого отца по запросу

Перейти в телеграм бот

©АНО «Доброе дело»

Яндекс.Метрика