Никита Стифат: «О созерцании»

Чем выше восходит человек на высоту созерцания, тем большую против себя возбуждает зависть губительных бесов, ибо они не могут равнодушно видеть, как человек прелагается в ангельское естество; почему не ленятся тайно пускать на него стрелу самомнения. Если он, уразумев кознь вражескую, укроется в крепость смирения, в чувстве презрения к себе, то избегает бедственности гордыни и вводится в пристань спасения. Если же нет, то, оставлен будучи помощью свыше, предается в руки духов злобы, требующих его, как своего по духу, на невольное обучение наказательное за то, что произвольно не явил себя обученным и искусным. Эти обучительно-наказательные духи есть духи сластолюбия и плотолюбия, злобы и гнева, которые и смиряют его лютыми нападениями, пока познает свою немощь и, оплакав свое падение, постарается отменить обучительное наказание.