Григорий Палама

Григорий Палама: «О Богопознании»

Духовная и общая мать и кормилица наша — Христова Церковь — сегодня еще явнее, еще более всемирно возвещает о просиявших в благочестии и в добродетели. Возвещая же о их Всесвященных Соборах и вынесенных на них Божественных догматах, она вместе с этим отвергает в основных чертах приверженцев ересей и их злостные построения и мнения, чтобы мы истинно отвращались их. Последуя же божественно мыслящим, веровали во Единого Бога Отца, Сына и Духа Святого, от Которого и Которым и в Котором все создалось; Который есть прежде всего, и над всем, и во всем, и превыше всего; Единица в Троице и Троица во Единице, несмешенно соединенная и нераздельно различаемая; Единица, Она же и Троица Всемогущая. Отец безвременный, и безначальный, и вечный Единый — Вина и Корень созерцаемого Божества в Сыне и в Святом Духе: не Единый Творец, но только Единый Отец Сына и Духа Святаго Изводитель: всегда существующий и всегда существующий Отец и вместе Изводитель, Которого Сын Единый совечен Ему и в отношении времени со-временен, но не безначален, т.о есть имеет причину Своего бытия, как имеющий Отца Своим Родителем, и Корнем, и Источником, и Началом, от Которого Единого прежде всех веков произошел, но не отделился: Бог от Бога; не одинаковый — как Бог, но иной — как Сын; всегда существующий и всегда существующий Сын и всегда у Бога несмешенно существующий; Слово Живое, Свет Истинный, Воипостасная Премудрость, Вина и Начало всего сущего, так как Им все было сотворено (Кол. 1:16); Который при завершении веков, как предрекли Пророки, Сам Себя истощил, восприняв ради нас свойственный нам облик. Благоволением Отца и содействием Святого Духа был зачат и родился от Приснодевы и, как истинно воплотившийся, стал подобен нам во всем, за исключением греха; пребывая, как был, Богом истинным во единой Ипостаси и после воплощения; действуя все Божественное, как — Бог; и все человеческое, как — человек, и подвергаясь непорочным человеческим страданиям, будучи бесстрастным, и бессмертным, и вечным, как Бог; и был распят, и умер, и был погребен, и в третий день воскрес; и смертию и воскресением Своим упразднил имущего державу смерти; и по воскресении являлся, и вознесся на небеса, и воссел одесную Отца, сделав наше естество единочестным и сопрестольным, как участника Божества, и с этим естеством в человеческой природе, воспринятой Им в воплощении, снова со славою придет судить живых и мертвых, призванных вновь в жизнь силою Его Пришествия, и воздать каждому по делам его.