Иосиф Оптинский (Литовкин)

Хотя в пространном христианском катехизисе Православной Кафолической Восточной Церкви, в 11 члене, сказано, что душам умерших к достижению блаженного воскресения вспомоществовать могут приносимые за них молитвы, особенно соединенные с приношением Бескровной Жертвы Тела и Крови Христовой, – но это говорится о душах православных христиан, и притом умерших с верою. Душе же неправоверующего, умершего при своих заблуждениях и не принесшего в них искреннего покаяния перед Господом, какая может быть надежда на спасение? И как, и о чем молиться за такую душу? – Молиться о ее спасении («Со святыми упокой…») нельзя, потому что при жизни неправовер не отрекся от своих заблуждений и не принес искреннего раскаяния в них перед Господом. Молиться об обращении души к покаянию поздно, потому что душа по отрешении от тела каяться не может, так как будущая жизнь – время не покаянию, а воздаянию.
Да и то должно принять во внимание: к чему бы в Православной Церкви составлять особые «Чины» на присоединение римских католиков и протестантов к православной вере, если бы и без того можно было молиться о спасении их душ? Однако Святая наша Церковь от каждого неправовера, желающего быть с нею в общении, непременно требует, чтобы он всенародно – перед всею Церковью – отрекся от своих заблуждений и принял чистое христианское учение. И еще: если бы можно было молиться церковной молитвой о спасении душ умерших неправоверов, или хотя бы об облегчении их загробной участи, то непременно при богослужениях Православной Церкви употреблялись бы особые за них ектении, или прошения, однако во всех наших церковных службах и подобного ничего нет. А напротив, в 1-ю неделю Великого поста, совершая Торжество Православия, Святая наша Церковь изрекает анафему, т.е. отлучение от единения с собой всех еретиков и отступников от Православия; следовательно, и латинян, или римских католиков, и протестантов. Как же, – спросим, – Церковь в одно и то же время будет и анафематствовать, и молиться за них?