Иосиф Оптинский (Литовкин)

Иосиф Оптинский (Литовкин): «О спасении»

Некоторые говорят, что все люди, какую бы они веру ни исповедывали, спасутся; и еще: Господь не указал нам, какую содержать веру. Это – ложные мечты человеческие. Что не все спасутся, видно из святого Евангелия. Изображая Свой Страшный Суд, Господь прямо разделяет всех людей на два разряда, и одних поставляет справа от Себя и вводит в Царство Небесное, а других слева и отсылает «в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:31-46). И наследующих Царство Небесное будет меньшая часть – даже и из православных только те, которые будут жить по-православному. Это также видно из слов Самого Господа: «Много званых, а мало избранных» (Мф. 20:16). О втором же возражении, то есть, что Господь не указал нам, какую содержать веру, должно сказать, что это – клевета на Бога. Ибо не для того ли Сын Божий и на землю сходил, чтобы преподать людям ясное и подробное учение о том, как они должны веровать и располагать жизнь свою по вере? Поэтому и говорил Он: «Не нарушить пришел Я закон Моисеев, но исполнить» (Мф. 5:17). И еще говорил о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). И учение его названо глаголами жизни вечной (Ин. 6:68). И потому – всех Он призывал к Себе, говоря: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). И еще: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные», и пр. (Мф. 11:28). А по воскресении Своем, посылая учеников Своих на проповедь, Господь повелел им учить все народы, чтобы соблюдали все заповеданное Им (Мф. 28:20). Апостолы же все заповеданное Господом истинное вероучение и нравоучение изложили письменно в святом Евангелии и своих посланиях. Последующие же за ними святые отцы и учителя Церкви Христовой в подробности изъяснили все это истинное вероучение и нравоучение, содержащееся в Священном Писании во всей полноте и чистоте, безо всякой примеси человеческих неправых мнений и разумений. И в начале эта Христова Церковь была одна и единственная во всем мире. И только с IX века Римские папы самовольно стали примешивать к истинному Христову учению свое лживое умствование, через это и отделилась Римская Церковь от Православной Восточной. И чем далее время шло, тем более прибавлялось в Римской Церкви заблуждений; и дошло наконец до того, что некоторые недовольные ею римские католики отпали от нее и образовали свои Церкви, протестантские, еще далее отступавшие от Православия.
О важности же послушания Святой Христовой Церкви Сам Господь в святом Евангелии сказал: «Если Церкви не послушает, то будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).