Амвросий Оптинский (Гренков)

Амвросий Оптинский (Гренков): «О спасении»

Ин суд человеческий, и ин суд Божий. Глаголет Господь через Пророка: «Как далеко восток от запада» (Пс. 102:12), «так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. «Не мир пришел Я принести», – глаголет Господь, – «но меч» (Мф. 10:34), дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролюбивых.
Вообще спасение наше, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благой надеждой и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих. Ты ошибочно ищешь полного и совершенного успокоения душевного на земле, будучи подстрекаема к этому с левой и противной стороны от искусителей, а вместе с этим и просто помышляешь об этом от неопытности духовной, тогда как такое состояние принадлежит будущей жизни, а «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), – сказал Господь апостолам и всем прочим.

У тебя есть немощь: простой путь Господень разветвлять на многие направления, тогда как и Святое Писание, и самый опыт доказывают, что нужно упрощать Евангельский путь жизни, меньшие заповеди и добродетели соединяя во единые большие. Святой псалмопевец Давид говорит об этом так: «Все пути Господни милость и истина» (Пс. 24:10), то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божии соединяя как бы только в два направления. И в Евангелии сказано: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними прежде, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). «Вот, теперь время благоприятное» (2 Кор. 6:2), – говорит апостол. Вот отныне и начнем многие направления и разветвления собирать в единообразный путь Господень... Это средство тем хорошо, что человеку-христианину дает возможность успокоиться, чего человек не достигает, если решится на многие направления, раздробляя и разветвляя простой путь Божий. Когда же человек успокоится, тогда он способен бывает направляться к исполнению всех заповедей Божиих, глаголя со Псалмопевцем: «Все повеления Твои - все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс. 118:128).

В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: «Со святыми упокой». Земной же удел человеческий – скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, восстание страстей, борьба с ними, одоление, или изнеможение, или безнадежие и подобное этому. Не напрасно сказал пророк Давид: «Нет мира в костях моих от грехов моих» (Пс. 37:4). И праведный Иов взывал: «Не искушение ли есть человеку житие сие» (Иов 7:1)? А мы все путаемся на том, нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят изнутри нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да уничтожит все это Пришедший грешных спасти, если возжелаем покаяться, смириться и покориться.

В письме своем ты выразила главную свою мысль, главное свое желание, что ничего более не желаешь своему N., как спасения его души. Если так, то не скорби много о его внешнем настоящем положении, по всему прискорбном, неустроенном и затруднительном. Но оно по Промыслу Божию послалось ему для пользы душевной, чтоб осмотрел себя со всех сторон и понял суету настоящей жизни и по примеру других не предавался бы более этой суете, и утешениям, и наслаждениям скоропреходящим. Когда помышляем о спасении ли собственном или о спасении нам близких, то всегда должны твердо помнить, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), как учит нас Слово Божие; и по слову апостольскому: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). Старайся содержать все это в памяти и почаще молись так: «Господи! Ты един вся веси, вся можеши, и всем хощешь спастися и в разум истины приити. Вразуми сына моего познанием истины Твоея и воли Твоея святыя, и укрепи его ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй!» Если так будешь делать, то будешь получать облегчение в скорби своей и вместе оказывать духовную помощь сыну своему.