Амвросий Оптинский (Гренков)

Амвросий Оптинский (Гренков): «О подготовке к смерти»

У Господа Бога средств много к тому, чтобы благовременно обратить мысль и заботу человека к единственному нужному, и преимущественно к сказанному Господом в Евангелии: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф 25:13). Если, по слову святого Иоанна Лествичника, мысль о смерти великую пользу приносит христианину, то тем более приготовление к смерти много может воспользовать душу того, кто с верой и надеждой ожидает своего исхода из этой жизни. Вам кажется, что заботливость о приготовлении к смерти делает вас менее способным ко всему доброму и необходимому. Но это несправедливо. Вам кажется так потому, что вы не вполне уверены в будущей своей участи. Но кто же может быть вполне уверен в этом, когда и совершенные, и угодники Божии, как, например, Арсений Великий и Агафон Великий, не без страха ожидали приближения часа смертного? Преподобномученик Петр Дамаскин говорит, что спасение христианина обретается между страхом и надеждой, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаиваться… Внешнее приготовление, как я думаю, должно вам начать с двух главных предметов: написать духовное завещание и принять Таинство Елеосвящения, по предварительных исповеди и Причащении…
В духовном завещании касательно достояния вашего смотрите на усердие и расположение души вашей; но не делайте распоряжения по одному простому человеческому чувству, а поступайте с рассмотрением, имея в виду и полезное для души вашей. О соборовании св. елеем также скажу, что и такового откладывать не должно. Через это Таинство многим возвращалось и здравие телесное. Главная же польза его состоит в прощении забытых прегрешений.