Амвросий Оптинский (Гренков)

Амвросий Оптинский (Гренков): «О истине»

Если вы соглашаетесь принять истину православия, то следовало бы вам принять ее без всяких условий, как истину. А вы пишете: «Я готов исполнить желание жены моей, но лишь в том случае, если, принеся свое убеждение в жертву, я увижу ее в полном здоровье». На это вам скажу, что условие это весьма неуместно, потому что болезнь жены вашей, может быть, произошла по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены, так как мужу приятно иметь всегда жену здоровую. Если возвратить здравие супруге вашей, если только это будет полезно обоим вам. Всеблагой Господь всегда устраивает только полезное, душеполезное и спасительное. Господь говорит о Себе в Евангелии: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Молитесь искренне и с верой всеблагому Господу, чтобы вывел вас на истинный путь спасения.

«Милость и истина встретятся, праведность и мир облобызаются: истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84:11-12). Слова эти ежедневно читаются в церкви на девятом часе; но многие ли из вас понимают смысл и значение этих слов?
Когда Бог Отец благоволил помиловать падший род человеческий, послать на землю Единородного Своего Сына для избавления человека от власти диавольской, и Сын Божий, Истина вечная, послушался исполнить волю Пославшаго, родившись плотию от Пресвятыя Девы, благоволением Отца и содействием Святаго Духа, тогда исполнились псаломские слова: «Милость и истина встретилист» (Пс. 84:11). Когда воплотившийся Сын Божий и Богочеловек вольным страданием Своим, Кровью Своей и смертью на кресте удовлетворил правосудию Божию за преслушание Адама и прочие грехи человеческие, и таким образом примирил падшего человека с Богом, тогда исполнились другие псаломские слова: «Правда и мир облобызались» (Пс. 84:11).
До пришествия Христова на землю царствовали на ней одна ложь и прелесть вражия, кроме народа израильского, и то не всего, было всюду почитание ложных богов и поклонение идолам. Когда же Вочеловечивыйся Сын Божий учением Своим и примером восстановил и устроил на земле истинную жизнь, тогда на ней явилась и святость, и праведность небесная; явились земные ангелы и небесные человеки, и исполнилось сказанное: «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» (Пс. 84:12). Почему и апостол взывает ко всем христианам: «Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3:20). Слова апостола означают то, что все христиане обязываются жить не просто по-земному, а и по-небесному.
Как же быть тем, которые подобно мне, унылому и слабому, не могут жить по-небесному, а живут еще по-земному с разными душевными немощами и пристрастиями земными? Одно остается нам, немощным и грешным, – искренно каяться в своих слабостях и немощах душевных, нелицемерно смиряться перед Богом и людьми и безропотно и терпеливо переносить посылаемые нам за грехи различные скорби и болезни, и таким образом несомненно можем получить милость Божию. Сам же Господь говорит через пророка: «Не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).

Желал бы я сказать вам нечто утешительное и вместе с тем полезное, потому что истинное и прочное утешение тесно соединено с истинно полезным. В чтении Пасхального Евангелия слышим слова:«Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:11–12).
В древности своими Богу назывались израильтяне, избранный народ Божий. В новой же благодати своими Богу могут называться христиане, посвятившие себя на служение Богу и преимущественно монашествующие. Святой апостол Павел выставляет причину, почему некоторые из древнего избранного народа Божия не приняли Сына Божия, пришедшего во плоти. «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). Та же причина и в новой благодати препятствует повиноваться правде Божией и Божественным заповедям Христа Спасителя, то есть если христианин допустит себе самооправдание, которое в Евангельском законе не дозволено, тогда как бы невольно принужден бывает противиться и отвергать если не все, то многое, что проповедуется в Евангельском учении.
У израильтян были две главные секты: фарисейская и саддукейская. Фарисеи, хотя веровали всему содержащемуся в Священном Писании, но крайне недуговали возношением и презорством к другим. Саддукеи же во многом сомневались и даже не веровали воскресению и бытию Ангелов. Те же немощи душевные проявляются между некоторыми и в новой благодати. Нередко бывает, что верующие всему в Слове Божием и старающиеся жить по заповедям Божиим допускают в себе возношение перед другими и уничижают многих. Есть также немало и таких, которые сплошь да рядом сомневаются в доброжелательстве ближних от меньших до старших. Будь для них кто добр, как Ангел, они и тому не поверят, приискивая и выставляя на вид какие-нибудь малозначащие причины. Продолжая сомневаться во всех и во всем, они, наконец, доходят до сомнения и неверия относительно и будущей жизни и таким образом сами делают жизнь свою жалкой и безотрадной. Общий же и сложно исцелимый недуг как фарисействующих, так и саддукействующих есть зависть, часто порицающая и правду Божию, не говоря уже о правде человеческой.