Амвросий Оптинский (Гренков)

Амвросий Оптинский (Гренков): «О страхе Божьем»

Прп. Петр Дамаскин пишет, что спасение человека находится между страхом и надеждой, чтобы он не отчаивался и больше меры не обнадеживался. Если святым людям повелевает пророк Давид, говоря: «Бойтесь Господа, святые Его» (Пс. 33:10), то тем более людям грешным и неисправным нужно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать заповеди Божьи, и прежде всего, относительно суждения и осуждения, которые жизнь христианина обращают в лицемерие, по сказанному в Евангелии: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф. 7:5). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность называется ревностью не по разуму и ревностью несмысленной. Не без причины апостол возражает, говоря:«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает… Силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).

В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято?
Сам Господь через апостола Петра указывает на это средство, говоря: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1Пет. 1:17). Слова эти показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божьем и страхе будущего Суда и вечных мук. Только при содействии этого страха с помощью Божией и бывает соблюдение заповедей, как сказано в псалмах: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.» (Пс. 111:1).
А без страха, если бы кто и на небесах жительствовал, по слову преподобного Петра Дамаскина, не получит пользы, имея гордыню, которой сатана, и Адам, и многие пали. Если и святым всем в Слове Божьем предписывается иметь страх Божий, по сказанному: «Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс. 33:10), то тем более нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий, и страх смерти и Страшного Суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх этой надеждой наследовать Царствие Небесное, если будем, насколько возможно, понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: «Помни о конце твоем, и во век не согрешишь» (Сир. 7:39).