Амвросий Оптинский (Гренков)

Как тебе достигнуть внутреннего христианского совершенства, так как твое старание об этом идет безуспешно?
Ежели желаешь, чтобы дело это у тебя шло с успехом, то требуется первое условие – оставить всех с делами их на Промысл и суд Божий, на собственную их волю – пусть действуют, как знают, как хотят и как разумеют. Апостол Павел пишет: Всякий поступай по удостоверению своего ума, один так, другой так (Рим. 14, 5), то есть один рассуждает так, а другой так, и каждый действует по своему намерению. А Един Судия живых и мертвых, ведая намерения каждого, воздаст каждому не по делам, а по намерению дел. Прибавление к сказанному условию то, чтобы всегда помнить, что мы живем в монастыре для собственного исправления, а не для исправления других.
Второе условие – заботиться о смиренном и искреннем покаянии, и не так поверхностно приносить покаяние, как привыкли мы в мире от ложного стыда и самолюбия. На чужие грехи и недостатки мы зорко смотрим, а на свои немощи душевные и случающиеся прегрешения смотрим как бы сквозь тусклое стекло. Чтобы научиться смиренному, искреннему раскаянию, должно внимательно читать, кроме других книг, книги Ефрема Сирина, где и увидим, что прежде всего нужно оставить ревность не по разуму (см. Рим. 10, 2), которую святой Исаак Сирин называет ревностью буиею и которая под благовидными предлогами более всего вредит в духовной жизни.