Амвросий Оптинский (Гренков)

Амвросий Оптинский (Гренков): «О Воскресении Христа»

«Ныне все наполнилось светом: и небо, и земля, и преисподняя; поэтому пусть празднует все творение восстание Христа, в Котором оно утверждается» (Тропарь 3-й песни Пасхального канона). Из сказанных слов видим, что свет Воскресения Христова озарил небо и землю, и преисподнюю, но одинаковое ли произвел действие и влияние? – Нет! Не одинаковое.
Ангелы на небе исполнились неизреченной радости, потому что Воскресением Христовым они сподобились большего откровения Таинств, также радовались они и о спасении людей веровавших, как меньших своих братий. Напротив, ангелы, за гордость низверженные в преисподнюю, сперва пришли в величайший страх и замешательство, а потом еще в большую злобу, и зависть, и неистовство, потому что Воскресением Христовым разрушилась их лукавая держава и власть темная, и содержимые ими во аде души праотцев изведены Господом из ада и введены в рай, радовались только изведенные из ада души. Так же и на земле Воскресение Христово произвело не одинаковое действие и влияние. Уверовавшие во Христа исполнялись неизреченной радости, услышав о Воскресении Его, а, напротив, злобные и завистливые евреи пришли в большую злобу, и зависть, и неистовство, и за нераскаянность свою лишились благоволения Божия, рассеяны по всей вселенной и у всех народов находятся в великом презрении. Равно и из язычников – одни принимали веру во Христа, а другие не только упорно оставались в заблуждении, но и приходили в большее неистовство против верующих и подвергали их разным мукам.

Христос Воскресе!
Велика сила в этом кратком приветствии, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст в огласительном своем слове: «Воскресе Христос, и низвержен ад! Воскресе Христос, и пали демоны! Воскресе Христос, и радуются Ангелы! Воскресе Христос, и побеждена смерть! Воскресе Христос, и воцарилась жизнь».
Не без причины многократно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия», то есть радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сынов и дочерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас св. апостол Павел, говоря: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8–9). Те же самые слова апостол повторяет в другом месте с другой стороны: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:14–15).
Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). И еще: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». (Мк. 10:32) Если любовь Божия настолько ревнива, что и отца, и матерь допускает любить только в меру, а не больше меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу, любовью к другим неуместною; особенно же нечистою, потому что Богу любезнее более всего целомудрие в смиренномудрии.
Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). А так как эта заповедь не всегда бывает легко исполнима, то апостол заповедует нам облечься в броню правды, то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгоняющих нас.
Остальными же словами «плод благостыни» и «благовествование мира» означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие по сказанному: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр. 12:14). «Ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15)»!