Симеон Новый Богослов

Симеон Новый Богослов: «О будущем»

«Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5).
Если кто говорит Богу в молитве: «Да придет Царствие Твое», а не знает, как приходит это Царствие, и, не зная, не готовится к принятию его и ничего не делает, что требуется с его стороны к получению его, то возможно ли, чтобы пришло к нему это Царствие? Какая же польза, что просит он в молитве: «Да придет Царствие Твое»? Господь говорит в Святом Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). Итак, хочешь, чтобы пришли это Царство? Кайся. Если не покаешься, сколько ни говори: «Да придет Царствие Твое», оно не придет к тебе. Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает в единении с нами, благодатью Пресвятого Духа. Бог был в единении с нами от начала создания Адама; но когда праотец наш искусился и согрешил, Бог удалился от нас, удалилось вместе с тем от нас и Царствие Его. Ибо невозможно, чтобы Всесвятой и Всеблагой Бог был в единении с тем, кто возлюбил грех и зло. Чтобы опять возвратился к нам Бог и опять пришло к нам Царствие Его, надлежало нам освободиться и очиститься от грехов. Но поскольку мы не могли сделать этого сами по себе, как грязная одежда не может омыться сама по себе, и еще без воды, то пришел наконец Тот, Кто может омыть нас и очистить, и, очистив, открыть Богу вход в нас и вселить в нас Царствие Его. Это совершается в Таинстве Святого Крещения, а кто согрешит после Крещения – в Таинстве Покаяния. И в том, и в другом случае от тебя требуется покаяние. Только когда ты это исполнишь, ты и будешь готов принять дар, о котором молишься: «Да придет Царствие Твое». И придет и воцарится в тебе Бог благодатью Своею, и исполнит в тебе и через тебя всякую волю Свою чувством души своей, что Бог совершает в нем волю Свою через Иисуса Христа, тот напрасно трудится, напрасно и живет: над таким царствует еще искуситель дьявол, а он того и не понимает. Если мысленная душа его не приняла еще умного чувства, что пришло в него Царствие Божие, то ему не следует льстить себя надеждой спасения. Ибо разумная душа, над которой воцарился Бог, должна опытом познать благодать Божества, Которое в ней царствует, и делом являть «плоды Всесвятого Духа, то есть любовь, радость, мир, долготерпение» (Гал. 5:22) и прочее. Где царствует Бог, там уже нет места никакому действию диавола, но все обращается на служение Богу.