Фильтр цитат

Тема:
Ум
X
Ад Ангел Атеизм Бдение Бедность Бесстрастие Бесы Благодарность Благодать Благочестие Ближний Блуд Бог Богатство Богопознание Богородица Богослужение Богоугождение Болезнь Борьба Будущее Вера Ветхий Завет Вечные муки Воздаяние Воздержание Вознесение Воля Воля Божия Воплощение Воскресение Воскресение Христово Воспитание Высокомерие Гнев Гордость Господь Грех Деньги Дети Добро Добродетель Дух Святой Духовная жизнь Душа Еда Естество Животные Жизнь Жизнь вечная Забота Зависть Загробная жизнь Закон Божий Заповеди Зло Искушение Исповедь Исправление Истина Клятва Крест Крестное знамение Крещение Кротость Ложь Лукавство Любовь Любовь Божия Любовь к Богу Месть Милостыня Мир Молитва Молчание Монастырь Монах Мощи Мученичество Мысли Наказание Намерение Наслаждение Начальство Ненависть Нерадение Нищета Обличение Оправдание себя Оскорбление Осуждение Отчаяние Очищение Печаль по Богу Плач Плоть Подвиг Подвижничество Подготовка к смерти Познание себя Покаяние Помощь Божия Последние времена Послушание Пост Праведность Праздник Празднословие Праздность Причастие Промысел Божий Проповеди Прошение Прощение Работа Радость Разум Рай Ревность по Богу Ропот Самомнение Свобода Святость Священники Священное Писание Сердце Скорбь Слава Славолюбие Сладострастие Сластолюбие Слезы Служение Богу Смертная память Смерть Смерть душевная Смех Смирение Смысл жизни Совершенство Созерцание Сокрушение Состояние души после смерти Сотворение мира Спасение Спаситель Спокойствие Сребролюбие Ссора Страдание Страсть Страх Божий Страшный суд Таинство Творения святых Тело Терпение Трезвение Троица Тщеславие Ум Храм Христос Царство небесное Целомудрие Церковь Человек Честь Чистота Чревоугодие Язык
Загрузка плеера...
Тема:

Ум

Автор:

Симеон Новый Богослов

Преподобный (949–1022)
Симеон Новый Богослов

Постараемся же прежде всего исправить ум свой, чтобы он стоял трезвенно в себе, когда молимся или читаем и изучаем Божественные Писания. Ибо если не исправим ума, все другое тщетно, и душа наша никакого не воспринимает преуспеяния. Многие, именующиеся христианами и не сущие таковыми воистину, не зная, что носят в душе своей эту великую и страшную болезнь, впадают в тщеславие и самомнение, думают, что они выше других братий, гордятся и превозносятся над однородными себе и презирают их, когда эта болезнь равняет их со всеми, ибо она обща всему роду человеческому, как общи всем тление и смерть. Эта болезнь нередко скорее врачуется в простейших и неученых, нежели как в ученых и умудренных наукою. Если скорее врачуются эти простейшие, то, очевидно, что они лучше умудренных и ближе к Богу, Коим прежде познаваемы бывают и просвещаются, а потом сами Его познают. Впрочем, и каждому, по мере исправления ума его, дается мера ведения или познания как самого себя, так и Бога, т. е. поскольку исправляется, освящается и просвещается ум каждого, постольку он познает себя самого и Бога.

Некоторые думают, что человеческое естество по природе страстно, по природе подлежит страстям, и в доказательство того указывают на гнев и пожелания. Но дело не так есть, как они говорят: ибо гнев и пожелание даны Богом естеству человеческому не как страсти, каковы они теперь, а как добрые расположения; и человек получил эти блага от Благого Бога как признаки, показывающие в нем разумную тварь. Если гнев и похотения даны и бессловесным животным, то даны не в том же значении, как даны они человеку. И плоть человеческая есть плоть, но она неодинакового достоинства с плотями зверей и скотов несмысленных. Даны человеку гнев и пожелание, но ему дан и ум; и пока ум этот был здрав, пребывали в своем чине и эти движения, именно: пожелание устремлялось к мысленным благам Божиим и их вожделевало, а гнев <через раздражение, ревность> опять это же самое пожелание раздражал и приводил в напряжение, чтобы оно с большим рвением вожделевало этих благ божественных и, мало-помалу устремляясь ввысь, приблизилось к Богу и Им услаждалось. Но поскольку ум наш занемог и потерял здравие, которое хранило его в должном порядке, и, как больной и поврежденный, вышел из своего чина и растлился, и стал вместо того чтобы помышлять о небесных благах, помышлять только о мирском, то по этой причине вожделевает он того, что несообразно с ним, и гневается неразумно, и через то уподобляется зверям и скотам. Но христианин, который сделался здравым по уму благодатию Христовою, опять вожделевает только Божиих благ, для которых даны естеству человеческому и гнев, и пожелание. Тот же христианин, который не таков, еще не сделался христианином, и пусть он не обманывает себя.
Таким образом, гнев и пожелание не первоначально суть страсти, но стали таковыми вследствие потери умом нашим здравия. От этого гнев стал бессловесным и пожелание бессмысленным.

Телеграм канал
с цитатами святых

С определенной периодичностью выдает цитату святого отца

Перейти в телеграм канал

Телеграм бот
с цитатами святых

Выдает случайную цитату святого отца по запросу

Перейти в телеграм бот

©АНО «Доброе дело»

Яндекс.Метрика