Фильтр цитат

Тема:
Мир
X
Ангел Атеизм Бедность Бесы Благодарность Благодать Ближний Блуд Бог Богатство Богопознание Богородица Богослужение Богоугождение Борьба Будущее Вечные муки Воздержание Вознесение Воля Божия Воплощение Воскресение Воспитание Гадание Глаза Гнев Гнев Божий Гордость Господь Грех Девство Дело Деньги Добро Добродетель Дух Святой Духовная жизнь Душа Еда Ересь Естество Жизнь Жизнь вечная Забота Зависть Загробная жизнь Закон Божий Заповеди Зло Знание Искушение Исповедник Исповедь Истина Колдовство Кощунство Красота Крещение Кротость Ложь Лукавство Любовь Любовь Божия Любовь к Богу Любомудрие Милостыня Мир Молитва Молчание Монах Мощи Мудрость Мученичество Мысли Надежда Наказание Наслаждение Наставление Ненависть Нищета Оскорбление Печаль Печаль по Богу Плач Плоть Подвиг Подготовка к смерти Познание себя Покаяние Помощь Божия Порок Последние времена Пост Похвала Похоть Праведность Привычки Пример Промысел Божий Проповеди Прошение Псалтирь Пьянство Рабство телесное Раздражительность Рай Роскошь Свобода Святость Священники Священное Писание Семья Скорбь Славолюбие Сластолюбие Слезы Служение Богу Слух Смерть Смерть детей Смерть душевная Смирение Смысл жизни Совершенство Совет Созерцание Состояние души после смерти Сострадание Сотворение мира Спасение Спаситель Спор Сребролюбие Страдание Страсть Страшный суд Стыд Счастье Таинство Тело Троица Украшение Ум Умерший Христос Царство небесное Целомудрие Человек Честолюбие Чистота Язык
Загрузка плеера...
Тема:

Мир

Автор:

Григорий Нисский

Святитель (331/5–~394)
Григорий Нисский

...Написано: «Земля же была безвидна и пуста» (Быт. 1:2), а из этого явствует, что все уже было в возможности при первом устремлении Божием к творению, как бы от вложенной некоей силы, осеменяющей бытие вселенной, но в действительности не было еще ничего в отдельности. Ибо сказано: «Земля была безвидна и пуста», а это значит то же, что сказать: земля и была, и не была, потому что не сошлись еще к ней качества. Доказательством этой мысли служит то, что, по Писанию, была она безвидна. Ибо невидимое не имеет различимой окраски, а она производится как бы неким истечением образа на поверхность, образ же невозможен без тела. Поэтому если земля была «безвидна», то, конечно, и бесцветна, а значит, не имела и тела. Следовательно, при первоначальном основании мира земля, как и все прочее, была в числе существ, но еще ожидала того, что дается устройством качеств, что и значит – прийти в бытие. Писание, сказав, что земля была «безвидна и пуста», показывает этим, что никакого видимого ее качества еще не было, а назвав ее «пустой», дает понять, что она не была еще облечена телесными свойствами.

Нужно представлять себе в Боге все в совокупности: волю, премудрость, могущество и сущность вещей. Если же это действительно так, то пусть никто не затрудняет себя, доискиваясь и спрашивая о веществе, как и откуда оно, подобно тем, которые говорят: если Бог невеществен, то откуда вещество? Как произошло количественное от неколичественного, зримое от незримого?.. На все подобные вопросы о веществе у нас один ответ: не надо предполагать, будто бы Премудрость Божия не всемогуща и Его Всемогущество не премудро. Напротив, должно держаться той мысли, что одно с другим неразрывно, что то и другое оказывается одним и тем же, так что вместе с одним усматривается и другое. Если же в одном и том же Бог есть премудрость и могущество, то Он не мог не знать, как найти вещество к созданию существ, и не мог не иметь нужного могущества, чтобы осуществить мысль.

Первоначально вся светоносная сила, собранная в себе самой, была единым светом. Поскольку же в природе вселенной было явлено великое разнообразие творений по их большей или меньшей тонкости и изменяемости, то достаточно было трехдневного срока, чтобы каждое творение в мире отделилось одно от другого. Самое тонкое и легкое, чисто невещественное, в огненной сущности заняло самый крайний предел видимого творения. За ним последовало умопостигаемое и бесплотное естество. А все менее деятельное и более твердое сформировалось внутри пространства, окружаемого тем тонким и легким естеством. Да и оно само, по разнообразию свойств, разделилось семикратно, по взаимному родству между собой и соответствию близких частей света и по отделении тех, в которых есть нечто инородное. Так после взаимного стечения всех этих частиц, сколько их было в светоносной сущности солнечного естества, произошло одно великое светило. Так же и на луне, и на каждой из прочих движущихся и неподвижных звезд соединение однородных частиц произвело одно из видимых светил. Таким образом все пришло в бытие. Великому же Моисею достаточно было назвать только более известные из них: «светило большее... и светило меньшее» (Быт. 1:16), а все прочее назвать родовым именем «звезды».

Телеграм канал
с цитатами святых

С определенной периодичностью выдает цитату святого отца

Перейти в телеграм канал

Телеграм бот
с цитатами святых

Выдает случайную цитату святого отца по запросу

Перейти в телеграм бот

©АНО «Доброе дело»

Яндекс.Метрика