Максим Исповедник

Максим Исповедник

Преподобный (580–662)
Тематика цитат

Цитаты:

О искушениях

Думаю, что когда Господь и Бог наш научал учеников Своих, как должно молиться, то словами: не введи нас во искушение (Мф. 6:13) внушал отмаливаться от  искушений, в области произволения устрояющихся, т. е. от возбуждений похоти, колеблющих добрые расположения и намерения; а великий Иаков, братом Господа именуемый, научая подвизающихся за истину не поражаться находящими искушениями, имел в виду искушения непроизвольные, говоря: с великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, (Иак. 1:2), т. е. непроизвольные, помимо воли нашей находящие, и причиняющие скорби и тяготы. Это ясно показывают следующие за тем и другим изречением слова, ибо там Господь присовокупляет: но избави нас от лукавого, а здесь великий Иаков наводит: зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.(Иак. 1: 3—4).

О Сотворении Мира

Творцом сущий от вечности, Бог по беспредельной Своей благости творит, когда захочет, единосущным Своим Словом и Духом. Не спрашивай: как же так, будучи благ всегда, Творец явился Он только ныне? Ибо и я тебе говорю, что неисследимая премудрость бесконечного Существа не подходит под человеческое ведение.
Творец от вечности предсуществовавшее в Нем ведение о всем сущем осуществил и произвел в дело, когда захотел. Ибо неуместно сомневаться о Боге Всемогущем, может ли Он осуществить что, когда захочет. Для чего Бог что сотворил — исследуй, ибо это можно познать, но как и почему не так давно, этого не испытывай, потому что это не подлежит твоему разуму. Ибо из Божественных вещей некоторые постижимы, другие же непостижимы для человека. Умозрение, если его не обуздывать, может в пропасть низвергнуть...

О наслаждении

Естественные пожелания и удовольствия не подвергают укору тех, кто испытывают их, так как они есть необходимые следствия устроения нашего естества. Ибо естественное доставляет нам, и, помимо воли нашей, удовольствие — и пища, удовлетворяющая предшествовавший голод, — и питие, утоляющее томление жажды, — и сон, обновляющий силы, истощенные бодрствованием, — и все другое, что бывает у нас по естественным потребностям, необходимо для благосостояния нашего естества, и необходимое к приобретению добродетели для ревнителей о том. Все такое уместно и во всяком избегающем греховного движения в разумных, однако же, пределах, не допускающих, чтобы он подвергся через то рабству произвольно образующихся в нас укоризненных и противоестественных страстей, не имеющих другого в нас начала, кроме неуправляемого разумом движения естественных потребностей и пожеланий, которые и прирождены не с тем, чтобы идти нам в бессмертную и долговечную жизнь.