Антоний Оптинский  (Путилов)
Тематика цитат

Цитаты:

Когда духовный отец по данной ему от Бога власти сказал вам: «Прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих», – эти слова должно принять так, что языком его произнес их Сам Иисус Христос, и в ту же самую минуту разрешение это подтверждается на небеси Богом Отцом и Святым Духом. Видите, сколь милостив Бог к кающимся грешникам!.. Этим словом духовного отца разрешаются не одни только устно исповеданные грехи, но и неисповеданные по забвению или по неведению, одни только те грехи духовный отец разрешить не может, которые грешник с намерением утаивает от стыда и страха, каковых грехов и Сам Бог не прощает. Ваши же грехи все прощены и разрешены, и хотя верой и надеждой на милосердие Божие о спасении своей души должны мирными в духе своем быть, понеже грехи юности – неведения вашего – не воспомянутся перед Богом, в чем уверяю вас святым именем Его. Сомнение же ваше о разрешении грехов своих есть действие противного духа, и весьма опасное, которому отнюдь не должно верить. Хотя бы мы с вами грехами своими превзошли от века всех грешников, то и в то время отчаиваться не должно в милосердии Божием, ибо Он того ради и Сына Своего Единородного послал с небес в мир, да спасет грешных; убо и нас с вами премногогрешных по велицей милости Своей спасет и наследниками Царствия Своего соделает.

О бесах

Что нападает на вас диавол, о том сердечно скорблю и прошу Бога, да разжженные стрелы его против вас сокрушатся. Сей душегубец не иным чем отходит от нас, только молитвой и постом, и не иным чем гордая и бесстудная выя его стирается, как только смирением. А как мы сразиться с ним не сильны, то посему святой Иоанн Дамаскин научает нас прибегать к Богу и со смирением говорить: «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи и спаси, Спасе мой!» бессилие его, что он на лежачего напал. Это ему бесчестие, а не нам. Притом замечено святыми отцами, что когда человек готовится к приобщению Святых Таин или ожидает встретить какой-нибудь великий праздник, то всеми силами старается диавол причинить человеку досаждение и тем смутить его душу, дабы день тот проведен был не в радости о Господе, но в печали бесовской. Причины же к нападению его на нас бывают различны, но самая главная есть осуждение ближних наших, каковой грех и без блуда, и без иного искушения оскверняет не тело только, но и саму душу нашу, чему примером могут быть евангельские юродивые девы, которые во всю свою жизнь хранили девство и любили чистоту, но без милосердия осуждали других грешащих, а потому и Небесного Жениха Христа не удостоились встретить, и в брачный Чертог Его не впущены, хотя и долго в двери милосердия Его толкали и просили, но услышали: «Не знаю вас». Посему и вы, возлюбленные, наипаче всего блюдите око свое от зазрения и осуждения ближних, через что стяжешь чистоту не телесную только, но и сердечную и удостоишься увидеть Господа, по неложному обещанию Его: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8).