Авва Дорофей

Авва Дорофей

Преподобный (†кон.VIв.)
Тематика цитат

Цитаты:

От того, что человек дозволит себе малое осуждение ближнего, от того, что говорим: «Что за важность, если послушаю, что говорит этот брат? Что за важность, если и я скажу одно вот такое-то слово? Что за важность, если я посмотрю, что будет делать этот брат или тот странник?» — От этого самого ум начинает оставлять свои грехи без внимания и замечать грехи ближнего. И от этого потом происходит, что мы осуждаем, злословим, унижаем ближних, а наконец, впадаем и в то самое, что осуждаем. Ибо от того, что человек не заботится о своих грехах «и не оплакивает, как сказали отцы, своего мертвеца», не может он преуспеть ни в чем добром, но всегда обращает внимание на дела ближнего. А ничто столько не прогневляет Бога, ничто так не обнажает человека и не приводит в оставление от Бога, как злословие, или осуждение, или унижение ближнего. Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать и иное унижать. Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, то есть сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник.
Вот этот осудил самое расположение души его, произнес приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такового; а это тяжкий грех.

О Спасителе

Сила таинства смерти Христовой такова: поскольку мы из -за греха утратили в себе образ <Божий> и потому через падение и грехи соделались мертвыми, как говорит Апостол (Еф. 2: 1), то и Бог, сотворивший нас по образу Своему, умилосердившись над Своим созданием и Своим образом, нас ради сделался человеком и подъял смерть за всех, чтобы нас, умерщвленных, возвести к жизни, которую мы потеряли за свое преступление, ведь Он взошел на святой Крест и распял грех, за который мы изгнаны были из рая, и пленил плен, как сказано в Писании (Еф. 4: 8). Что значит пленил плен? — То, что по преступлении Адамовом враг пленил нас и держал в своей власти, так что души человеческие, исходившие тогда из тела, отходили в ад, так как рай был заключен. Когда же Христос восшел на высоту Святого и Животворящего Креста, то Он своею Кровью избавил нас из плена, которым пленил нас враг за преступление, т. е. опять исхитил нас из руки врага и, так сказать, обратно пленил нас, победив и низложив пленившего нас, потому и говорится <в Писании>, что Он пленил плен. Такова сила таинства: для того умер за нас Христос, чтобы, как сказал святой, нас, умерщвленных, возвести к жизни.