Фильтр цитат

Все темы:
Выбрать тему
Беседа Бесы Благодарность Благодать Ближний Богатство Богопознание Богоугождение Болезнь Борьба Брак Будущее Вера Воздаяние Воздержание Война Воля Воля Божия Воспитание Высокомерие Глаза Гнев Гордость Дело Деньги Дети Добро Добродетель Друг Духовная жизнь Душа Еда Елеосвящение Ересь Забота Зависть Заповеди Здоровье Злопамятство Искушение Исповедь Исправление Истина Клятва Колдовство Лень Ложь Любовь Любовь Божия Любовь к Богу Милостыня Мир Молитва Молчание Монастырь Монах Мысли Надежда Наслаждение Начальство Нечувствие Нищета Обличение Оправдание себя Оскорбление Осуждение Отчаяние Очищение Падение Память Подвиг Познание себя Покаяние Поклон Помощь Божия Послушание Пост Похвала Празднословие Прелесть Причастие Промысел Божий Простота Прощение Работа Раздражительность Разум Рассеянность Рассуждение Ревность Родители Ропот Самолюбие Самомнение Самоубийство Свобода Свобода воли Святость Священники Священное Писание Сердце Скорбь Слава Слезы Смертная память Смерть Смех Смирение Совесть Совет Сокрушение Сон Сострадание Спасение Спокойствие Спор Сребролюбие Ссора Страсть Страх Страх Божий Страх смерти Стыд Счастье Тело Терпение Трезвение Тщеславие Ум Умерший Уныние Утешение Учёба Храм Хула Царство небесное Церковь Честь Чистота Чтение Ярость
Автор:
Макарий Оптинский (Иванов)
X
Авва Дорофей Авва Исайя (Скитский) Авва Феона Авва Филимон Аврелий Августин Амвросий Медиоланский Амвросий Оптинский (Гренков) Амфилохий Иконийский Анастасий Антиохийский Анастасий Синаит Анатолий Оптинский (Зерцалов) Антоний Великий Антоний Оптинский (Путилов) Арсений Великий Афанасий (Сахаров) Афанасий Великий Варнава Варсонофий Оптинский (Плиханков) Василий Великий Григорий Богослов Григорий Великий (Двоеслов) Григорий Нисский Григорий Палама Григорий Синаит Григорий Чудотворец Диадох Димитрий Ростовский Дионисий Ареопагит Епифаний Кипрский Ерм Ефрем Сирин Зосима Палестинский Иаков Низибийский Игнатий Антиохийский Игнатий Брянчанинов Иероним Стридонский Иларион Оптинский (Пономарёв) Илия Екдик Иоанн (Максимович) Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Иоанн Карпафский Иоанн Кассиан Римлянин Иоанн Кронштадтский Иоанн Лествичник Иоанн Мосх Иосиф Оптинский (Литовкин) Ириней Лионский Исаак Сирин Ниневийский Исидор Пелусиот Исихий Иерусалимский Иустин (Попович) Иустин Философ Каллист Ангеликуд Киприан Карфагенский Кирилл Александрийский Кирилл Иерусалимский Климент Римский Лев Великий Лев Оптинский (Наголкин) Лука (Войно-Ясенецкий) Макарий Великий Макарий Оптинский (Иванов) Максим Грек Максим Исповедник Марк Подвижник Марк Эфесский Мефодий Олимпийский Митрофан Воронежский Моисей Оптинский (Путилов) Нектарий Оптинский (Тихонов) Никита Стифат Никифор Уединенник Никодим Святогорец Николай Сербский Никон Оптинский (Беляев) Нил Синайский Нил Сорский Паисий (Величковский) Петр Дамаскин Петр Московский Пимен Великий Поликарп Смирнский Серафим Саровский Силуан Афонский Симеон Благоговейный Симеон Новый Богослов Симеон Солунский Тихон Задонский Фалассий Ливийский Феогност Феодор Студит Феодор Эдесский Феодорит Кирский Феолипт Филадельфийский Феофан Затворник Феофил Антиохийский Феофилакт Болгарский Филарет Московский (Дроздов) Филофей Синайский
Загрузка плеера...
Автор:

Макарий Оптинский (Иванов)

Преподобный (1788–1860)
Макарий Оптинский (Иванов)

Цитаты:

Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: любовь, радость, мир, долготерпение, вера, кротость, воздержание и прочее, – ибо деланием заповедей является любовь Божия, по неложному Его слову: «Любящий Меня заповеди Мои соблюдает» (Ин. 14, 21). А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И если мы думаем исполнить одну только к Нему любовь совершением, правил и молитв, а о другой не печемся, относящейся к ближнему, то и той не совершаем, ибо они совокуплены между собой тесным союзом, одна без другой не может совершиться по слову святого апостола Иоанна: «Кто говорит:
"я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец»
(1 Ин. 4:20). И кроме того, Сам Господь глаголет: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного»
(Мф. 7:21).

Образ схимонашеский есть совершенный образ монашеский, а монашество есть совершенное христианство. Главная цель наша должна быть – исполнение заповедей Божиих, которыми очищается сердце наше от страстей и исполняется плодов духовных: мира, радости, любви и прочих. Воздержанием утончается наш плотский состав, и таковым, вместе с молитвенным правилом, очищается ум, но при исполнении заповедей Божиих и при глубочайшем смирении, а без этого ни пост, ни труд, ни правило не принесут нам никакой пользы. И если только в том одном полагать образ монашества, чтобы исполнять правило и соблюдать пост, а о заповедях любви, терпения и смирения не иметь попечения, то напрасно будем трудиться. Правило и пост, конечно, надо иметь схимникам большие против простого монаха, и на это подобает себя понуждать: но, впрочем, Бог ищет от нас, по силе каждого, телесного подвига, а душевного подвига – любви и смирения – от всех требует: и больные, и престарелые могут любить ближнего, и смиряться, и получать милость Божию, это не мое мнение, а святых отцов учение вам предлагаю.

О начальниках

Поздравляю тебя со вступлением в новую должность казначеи. Мы знаем, что ты этого не искала, но приняла за послушание, то и пошлет тебе Господь Свою помощь и всему научит, что тебе кажется дико, странно и незнакомо. Помни, что ты позвана не на честь и славу, но для общей пользы обители и спасающихся в ней сестер; не возносись своим первенством над другими, но насколько велика есть, настолько и смиряйся, по слову Писания, ты поставлена, не да послужат тебе, но ты им послужишь (Мф. 20:28; Мк. 10:45), и восприемлешь награду верных и мудрых строителей, только не возносись над другими и сколько можно немощи немощных носи, не себе угождай, но ближнему во благое. Проходя путь жизни этой, познавай и свою немощь и берегись строго судить немощи других. Бог силен их спасти. Однако ж сколько можно старайся по обители устраивать порядок, хотя внешний, что от тебя зависит, а там пошлет Бог помощь и ко внутреннему благоустроению.

О нищете

Ты говоришь, что теперь не имеешь той горячности, которую прежде имела. Ты имела горячность, но тщеславную, оттого она и остыла. Что ты тогда делала без понуждения и с легкостью, а теперь с понуждением и с тягостью и в этом видишь свою немощь и невольно смиряешься, то это гораздо приятнее Богу, хотя ты и не видишь этого. Так-то наше спасение совершается, мы и понять не можем: не подвигами и высокими добродетелями, на которые упование думаем возлагать, но сердцем сокрушенным и смиренным и сознанием своей нищеты. Когда мы так себя устроим, тогда и добродетели будут тверды, смирением укрепляемые. Ты имела ревность на подвиги, на молитвы, на пост и прочее, а о том и не думала, что тьма страстей закрывает сердце твое от Солнца Правды? Надо иметь борьбу со страстями: самолюбием, славолюбием, – ибо от них множество страстей восстают на нас.

О оскорблении

Ты не можешь благодушно нести укоризн, досад и унижений – познай в этом свою немощь, укоряй себя и смиряйся и нисколько не укоряй тех, которые доставляют тебе случай к исцелению, более же считай их своими благодетелями, которые смотрением Божиим показывают тебе твою немощь. Господь наш Иисус Христос Сам претерпел укоризны, досады, поругания и Крест и нам оставил образ, да последуем стопам Его. И все шедшие путем правды потерпели различные скорби и получили спасение. Мы же, страстные, если и терпим какую скорбь от столкновения с ближними, то страдаем это от нашего жалкого устроения, которое иначе и не может исцелиться, как через терпение досад, укоризн и уничижений, а если не терпим их – должны видеть свою душевную бедность и нищету и как далеко мы отстоим от заповеданной нам Господом любви, не только к врагам, но и к ближним нашим; и это должно приводить нас в глубину смиренномудрия, на которое призирает Господь и подает Свою помощь к исполнению благих дел, а без этого и дела добрые не могут быть угодны Богу.

Будьте осторожны, как поступать с С., Господь да вразумит вас, чтобы и не слишком строго, и не слабо, а наблюдать середину. Вы учите ее басням, это не худо. Только тут добродетель похваляется, а порок осуждается, только и всего, а надо что-нибудь потверже предложить: «страх Божий, ибо он есть начало мудрости» (Притч. 1:7), и «страхом Божиим уклоняется всяк от зла» (Притч. 16:6). Надо внушать, что Бог видит не только дела наши и слова, но даже и помышления, и за добродетель награждает, а за порок наказывает, это учение находится во многих учениях христианских для детей. Не мешает катехизис ей учить и следить за ее нравственностью; Писание говорит: «Помышление сердца человеческого - зло от юности его» (Быт. 8:21), а навык к добродетелям облегчает это, так как и ко злу навык противится добродетелям, и потому надо зло истреблять, а добродетель насаждать: «Уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33:15). О С. опять скажу слово: надо, чтобы она замечала свои пороки, и смирялась через это, и раскаивалась бы в них. Басни я совсем не осуждаю, но она будет видеть только чужие пороки и осмеивать их, а себя – свободной от них, и этим увлекаться в тщеславие.

Трудный вопрос о детях: когда бывают в кругу родных и сверстников, допускать ли их к картам и к танцам? Как это решить – не знаю. Что вошло в обычай светских обращений, трудно противостать, общаясь с миром. Просто надо быть исповедником, перенося укоризны, насмешки и презрение. Но и допустить с юных лет до карт, это может со временем обратиться в привычку и даже в страсть, также и танцы, которые назвал один мудрый проповедник «Иродиадино искусство» и которые мир считает невинным удовольствием в обществе, а в сущности они греховны. Сколько можно, надо внушать детям, что для них вредно и то, и другое, но они, смотря на других детей, упражняющихся в этих забавах, или будут им завидовать, или осуждать, а себя считать лучшими их. И тут подобает иметь мудрость, но не со своим разумом, а молить Господа, да умудрит вас, как поступать в воспитании детей, и да сохранит их от тлетворного духа вредных обычаев мирских.

Телеграм канал
с цитатами святых

С определенной периодичностью выдает цитату святого отца

Перейти в телеграм канал

Телеграм бот
с цитатами святых

Выдает случайную цитату святого отца по запросу

Перейти в телеграм бот

©АНО «Доброе дело»

Яндекс.Метрика