Фильтр цитат

Все темы:
Выбрать тему
Ад Ангел Антихрист Бдение Беда Бедность Безмолвие Беспечность Бесстрастие Бесы Благоговение Благодарность Благодать Благоразумие Ближний Блуд Бог Богатство Богопознание Богородица Богоугождение Болезнь Борьба Будущее Ведение Вера Вечные муки Власть Воздаяние Воздержание Вознесение Воля Божия Воплощение Воскресение Воскресение Христово Воспитание Высокомерие Глаза Гнев Гнев Божий Гонение Гордость Гость Грех Девство Дело Деньги Дети Добро Добродетель Друг Дух Святой Духовная жизнь Душа Еда Ересь Женщина Жизнь Жизнь вечная Забота Зависть Загробная жизнь Закон Божий Заповеди Здоровье Зло Злопамятство Злорадство Знание Идолопоклонство Искушение Искушение в смертный час Исповедь Исправление Истина Клятва Колдовство Кощунство Красота Крест Крестное знамение Крещение Крещение Господне Кротость Лень Лесть Лицемерие Ложь Лукавство Любовь Любовь Божия Любовь к Богу Месть Мечта Милостыня Мир Молитва Молчание Монастырь Монах Мощи Мудрость Мужество Мученичество Мысли Мытарство Надежда Наказание Намерение Наслаждение Насмешка Наставление Начальство Ненависть Нерадение Нечувствие Нищета Обида Обличение Общение Одежда Оправдание себя Оскорбление Оставление Богом Осуждение Отчаяние Очищение Падение Память Печаль Печаль по Богу Плач Плоть Подвиг Подвижничество Подготовка к смерти Позор Покаяние Помощь Божия Порок Последние времена Послушание Пост Похвала Похоть Почитание Бога Праведность Праздник Празднословие Прелюбодеяние Пример Причастие Промысел Божий Проповеди Прошение Прощение Псалтирь Пьянство Работа Радость Раздражительность Разум Рай Раскаяние Рассеянность Ревность по Богу Родители Рождество Ропот Роскошь Самолюбие Самомнение Свобода Свобода воли Святость Священники Священное Писание Семья Сердце Сквернословие Скорбь Славолюбие Сладострастие Сластолюбие Слезы Слух Смертная память Смерть Смерть детей Смирение Смысл жизни Снисхождение Соблазн Совершенство Совесть Совет Созерцание Сокрушение Сомнение Сострадание Сотворение мира Спасение Спаситель Сплетни Спор Сребролюбие Ссора Страдание Страсть Страх Страх Божий Страх смерти Страшный суд Стыд Суета Счастье Таинство Тело Терпение Трезвение Тщеславие Убийство Ум Умерший Умиление Унижение Уныние Утешение Храм Христос Хула Царство небесное Целомудрие Церковь Человек Человекоугодие Честь Чистота Чревоугодие Чтение Чудо Щедрость Юность Язык Ярость
Автор:
Ефрем Сирин
X
Авва Дорофей Авва Исайя (Скитский) Авва Феона Авва Филимон Аврелий Августин Амвросий Медиоланский Амвросий Оптинский (Гренков) Амфилохий Иконийский Анастасий Антиохийский Анастасий Синаит Анатолий Оптинский (Зерцалов) Антоний Великий Антоний Оптинский (Путилов) Арсений Великий Афанасий (Сахаров) Афанасий Великий Варнава Варсонофий Оптинский (Плиханков) Василий Великий Григорий Богослов Григорий Великий (Двоеслов) Григорий Нисский Григорий Палама Григорий Синаит Григорий Чудотворец Диадох Димитрий Ростовский Дионисий Ареопагит Епифаний Кипрский Ерм Ефрем Сирин Зосима Палестинский Иаков Низибийский Игнатий Антиохийский Игнатий Брянчанинов Иероним Стридонский Иларион Оптинский (Пономарёв) Илия Екдик Иоанн (Максимович) Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Иоанн Карпафский Иоанн Кассиан Римлянин Иоанн Кронштадтский Иоанн Лествичник Иоанн Мосх Иосиф Оптинский (Литовкин) Ириней Лионский Исаак Сирин Ниневийский Исидор Пелусиот Исихий Иерусалимский Иустин (Попович) Иустин Философ Каллист Ангеликуд Киприан Карфагенский Кирилл Александрийский Кирилл Иерусалимский Климент Римский Лев Великий Лев Оптинский (Наголкин) Лука (Войно-Ясенецкий) Макарий Великий Макарий Оптинский (Иванов) Максим Грек Максим Исповедник Марк Подвижник Марк Эфесский Мефодий Олимпийский Митрофан Воронежский Моисей Оптинский (Путилов) Нектарий Оптинский (Тихонов) Никита Стифат Никифор Уединенник Никодим Святогорец Николай Сербский Никон Оптинский (Беляев) Нил Синайский Нил Сорский Паисий (Величковский) Петр Дамаскин Петр Московский Пимен Великий Поликарп Смирнский Серафим Саровский Силуан Афонский Симеон Благоговейный Симеон Новый Богослов Симеон Солунский Тихон Задонский Фалассий Ливийский Феогност Феодор Студит Феодор Эдесский Феодорит Кирский Феолипт Филадельфийский Феофан Затворник Феофил Антиохийский Феофилакт Болгарский Филарет Московский (Дроздов) Филофей Синайский
Загрузка плеера...
Автор:

Ефрем Сирин

Преподобный (~306–373)
Ефрем Сирин

Цитаты:

Ни воды, ни огня, ни зверей, ни народов — словом, ничего не страшатся боящиеся Бога. Кто боится воды, тот пусть представит себе великого Моисея, которого не устрашило великое море, но прославило при переходе. Кто боится огня, тот пусть обратит взор на юношей в печи, которых огонь не устрашил, но объял крылами своими. Кто боится зверей, тот пусть воззрит на праведника во рве, который львов сделал кроткими, подобно невинным агнцам. Кто трепещет народов, кровожадно устремляющихся на брань, тот пусть возлюбит Езекиину молитву, которая многие тысячи предала смерти. Мученики не боялись огня, бестрепетно взирали на пламень, на страдания, на истязания, на мечи, на оковы. Ничто не может преодолеть Божия страха; а он препобеждает всякое мучение, всякую смерть. Ничто не преодолевает Божия страха, потому что он препоясан великою силою. Он равен любви, а любовь равна милосердию: три же эти добродетели — Божия обитель.

О суете

Возненавидим, братия, суетную жизнь сию и возлюбим единого Святого Христа. Не знаем, братия, в какой час будет наше исшествие: никому из нас неизвестны час и день нашего разлучения. Но внезапно, когда беспечно ходим по земле и веселимся, застигнет повеление взять душу из тела — и отходит она, грешная, в день, в оньже не чаяла, будучи исполнена грехов, не имея дерзновения. Посему-то умоляю вас, братия, сделаемся свободными, сложим с себя работы суетной этой жизни, окрылим душу свою, чтобы ежедневно из сетей и соблазнов воспарять к Богу. Лукавый непрестанно ставит скрытные сети душе нашей, чтобы, соблазнив ее, уловить в вечное мучение. Среди соблазнов и сетей ходим мы, возлюбленные, и должны молиться, чтобы не впасть в них. Сети смертные исполнены сладости; да не обольстит нас своею приятностью сладость сетей смертных, разумею попечение о земных вещах, об имении, о лукавых помыслах и делах. Не услаждайся, брат, сетью смертною, не расслабляйся и не истаевай, занимаясь лукавыми помыслами. Если нечистый помысл найдет себе вход в душу твою, он представляется ей сладостным и занимает ее собою, чтобы умертвить, и делается лукавый помысл как бы сетью в душе, если не будет прогнан молитвою, слезами, воздержанием и бдением. Будь всегда свободен от всех земных хлопот, чтобы избавиться тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых; не расслабляйся и на одно мгновение, занимаясь лукавым помыслом, чтобы не остался он надолго в душе твоей, брат. Прибегай всегда к Богу в молитве, в посте и слезах, чтобы избавиться тебе от всех сетей, соблазнов и страстей. Не думай, брат, долгое время жить на земле; внезапно придет повеление Господне и найдет тебя пребывающим во грехе, не имеющим уже времени к покаянию, а также и к получению прощения...

Подвизайтесь вы, оставившие житейскую суету и все скоро гибнущее, и не обращайтесь к этому снова сердцем своим. Богатство уходит, слава исчезает, красота увядает, все изменяется и исчезает как дым, уходит как тень, изглаживается как сон. Поэтому-то Соломон сказал: суета сует, всё суета (Еккл. 1:2). Потому-то и Давид воспевал, говоря: образом ходит человек, напрасно он суетится (Пс. 38:7). Действительно, напрасно суетятся, которые любят хлопоты настоящей жизни. Действительно, напрасно суетятся, напрасно тревожатся, напрасно волнуются, которые собирают и кладут в сокровищницы, что вскоре погибнет, чего невозможно им взять с собой. Ибо, все оставив, нагими, как родились, пойдем мы к Страшному Судье. Покинув все собранные нами сокровища, нагие, жалкие, унылые, омраченные, сокрушенные, уничиженные, для всех открытые, робкие, трепещущие, посупленные, смущенные, поникнув лицом в землю и закрывая его от стыда, — так пойдем, так явимся, так будем предстоять на том великом, на том страшном, нелицеприятном, неподкупном, непостижимом для нас Суде, где трепещут Ангелы, где поставлены страшные Престолы, где читаются книги деяний, где река неугасимого огня, где немилосердный червь, где непроницаемая светом тьма, где хладный тартар, где неумолкающее сетование и скрежет зубов, где непрестанные слезы, где немолчные воздыхания, где безутешный плач, где место не смеху, но рыданию, где место не восклицаниям, но трепету, где место не радованию, но воздыханиям, где место не забав, но Суда.
Подлинно, страшно слышать, страшно и видеть, как всякая тварь внезапно восстает, собирается, подвергается наказанию и отчету за все слова, дела и помышления, за всякий грех, совершенный и днем и ночью. Велик страх тогда, братия, велик трепет!

Мир этот содержит в себе тленное, потому что сам основан на смерти. Знает, что у кого во всем недостаток, у того нет и соревнователей, и разделяет чужие труды суеты. Почему же тебе, человек, не стать благоразумным и не расторгнуть союза со здешним? Почему не ухитриться против суеты и в обладании имуществом не вступить в согласие с покаянием? Наследница дел человеческих — суетность, ибо ей свойственна рассеянность, а рассеянность есть порождение любви к богатству, славолюбия и сластолюбия и чрезмерно благорасположена к породившим ее. Преодолей хитрость змея и сохраняй благорасположение к Владыке. Возьми принадлежащее суете, а дай это Богу, чтобы в будущий век стать тебе наследником своего. Вручи имущество свое Богу, и суета лишится своего наследства. Сделай завещание на свое имя, потому что, как смертный, должен ты умереть и, пребывая верным во всем, обратно получишь свое.

Сел я однажды при гробе, в котором скоро буду положен, и мысленным оком рассматривал бывшие там мертвые тела. И видел я там обратившимися в прах тела, приятные прежде на вид; на прекрасных ланитах искажены стали все черты. Увидел, что стройно сложенные тела лежат простертыми во прахе, распался их образ, согнили их плоти. Увидел там обезображенными прекрасные очертания лиц, лишившимися стройного сочетания и перемешавшимися между собою члены. Увидел, что глаза соделались глубокими скважинами, а красноречивые уста онемели и не имеют уже своего приятного устройства. Увидел, что доброцветность тела исчезла и обратилась в дым, голые кости отделены одна от другой. Увидел тление нашего естества, глубокое его падение и уничижение; и в ужасе дивился тому, как унизил нас сатана. И меня постигнет то же самое, представлял я в уме своем; и я скоро буду заключен во тьму, подумал о сем, и полились у меня слезы.

О Воскресении Христа

Едва праведники увидели свет в аду, как с радостью пошли навстречу Сыну Милосердного. Все забыли болезни свои и страдания, какие терпели, когда видели распинаемого Господа. По щедрости Своей Он дал нам жизнь и нас, смертных, присоединил к Ангелам. Нас, людей, уловила в сети смерть, Он пришел по Своей благости и избавил нас; Хвала Тебе, Господь Ангелов, явление Твое возрадовало мучившихся в аду. Теперь удалилась и исчезла ночь, и для твари воссиял Его свет. Сошел Он с высоты, избавил нас и опять восшел, и вот сидит одесную Отца. Все же ожидавшие Его и надеявшиеся на имя Его ожидают встречи с Ним во Второе Пришествие. Сошел Он в ад, и там воссиял свет Его и разогнал тьму среди мертвых в аду. Воскресивший из мертвых открыл гробы и этим показал нам образ великого будущего дня.

О Спасителе

Величественно воскрес <Христос>, связал смерть в собственном жилище ее, оковал и низложил мучителя, который величался над человечеством. Вконец разорил Он ненасытный ад, который поглощал и терзал даже плоти святых. Воззвал Он и в трепет пришли демоны, тьма содрогнулась от голоса Его. В ужас поверг Он дружины и полчища смерти, стонет в узах своих, громко взывает шеол в своих владениях. Издает в нем голос свой Лев и все врата его разрушены, пали стены сластолюбца, преклонились исполины его, потому что взывает в нем грозно Орел — Христос, Сын Крепкого Бога. Посрамлена теперь смерть, поникла голова этого мятежника, возмечтавшего быть Богом. Христов раздался голос в царстве гибели и мятежник пал, поник головой. Христос воззвал Адама из тьмы, в какую был он погружен, и сказал: «Где ты, прекрасный Адам, обольщенный некогда советом жены? Восстань теперь, прекрасный, восстань, величественный и растленный образ, сокрушена уже глава змея, и смерть, и сатана умерщвлены. Восстань через Единородного Сына и возвеличь Отца и Духа. Он воскресил детей твоих, чтобы наследовали они жизнь в Царстве Божием. Восстань, прекрасный Адам, созданный рукою Отца, тебя ожидает Эдем — жилище твое, утраченный тобою рай. Восстань вместе с детьми своими, воскресни силою Того, Кто создал тебя в начале. Давно уже скучают о тебе райские древа. Восстань, прекрасный, устыди мучителя, который терзал твою плоть, наступи на голову змею, который страстно желает пожирать птенцов твоих». Восстал Адам, поклонился Господу, сошедшему призвать его, и сказал: «Вместе с детьми своими поклоняюсь Тебе, Господи, пришедшему восставить нас падших».

Кого трепещет всякая тварь небесных, земных и преисподних, содержимых под властию диавола, Кто дал нам власть попирать диавола, Тот благоволил сорок дней и сорок ночей продолжать пост и потом быть искушенным от диавола. Имел ли нужду в посте Бесстрастный? Упокоению всех труждающихся должно ли было утруждаться? Для чего жаждал многообильный Источник, претворивший воду в вино, источающий реки живых вод из чрева верующих в Него? Конечно, Он хочет нам показать этим пример и образец жития, чтобы, в том же упражняясь, избавились мы от злокозненности диавола и достигли вечного Царства Христова. Потому и страдал Он, укоряемый, злословимый, оплеванный, ударяемый по щеке, бичуемый, венчаемый тернием, приемлющий в руку трость, облекаемый в багряницу, заушаемый, приемлющий все роды поругания и осмеяния, распинаемый, напоеваемый уксусом и желчию, пронзаемый в ребро копием, вменяемый с беззаконными. Все это претерпел Господь ради нас, все это понес Долготерпеливый нашего ради спасения. Итак, чем воздадим Господу, показавшему столько любви к нам грешным? Не воздаяния требует Он от нас, но хочет только, чтобы приложили мы заботу о собственном своем спасении.

О царстве небесном

Если можно было бы получить Царство без скорбей, без искушений, без терпеливого подвига в прочих добродетелях, то для чего попускал Бог святым терпеть столько опасностей, искушений и тесноты, а не дозволил всем жить в своеволии и роскоши? Если так рассуждаем и другие из неверующих увидят, что мы держимся таких мыслей, то скажут: значит, что Бог наш прогневан был на святых. Ибо если можно царствовать на Небе без скорбей и искушений, то для чего оставлял их в бедствиях, в тесноте, в опасностях и в многообразных искушениях? Какое великое бесстрашие! Какая великая небрежность! Какая великая изнеженность! Какое ожесточение! Плакать нам нужно об ожесточении сердец наших и о том, что так далеки мы от упования и терпения святых. А мы, напротив, нередко осуждаем правильно живущих за великую их скромность, смиренномудрие, нестяжательность и прочие добродетели и такое мужество в терпении называем часто уклонением от порядка, слабостью духа и обвиняем оное в лености.

Желаешь ли стать небесным? Не ищи того, что на земле, но пренебрегай этим и подвизайся как совершенный и как совершенный возлюби Царство Небесное. Не рассуждай, говоря так: «Долго и тяжко время подвига, а я малодушен и немощен и не в силах подвизаться». Прими во внимание слова прекрасного и доброго совета; уразумей, что скажу тебе, христолюбивый брат. Если намереваешься идти в другую дальнюю сторону, то не в один час можно тебе будет перейти весь путь, но пойдешь, ежедневно высчитывая остающуюся длину пути, и с продолжением времени, после немалого труда, достигнешь страны, в которую идешь или хочешь прийти. Таково и Царство Небесное, и райские утехи: постом, воздержанием, бдением и любовью достигает туда каждый; это пути, ведущие на небо к Богу. Не убойся положить начало доброго пути, вводящего в жизнь; пожелай только идти этим путем; и если окажешься готовым, тотчас благоустроится перед тобою путь, и, шествуя радостно, будешь давать себе отдыхи, и проводить их с приятностью, потому что стопы души твоей будут укрепляться после каждого отдыха. Чтобы не встретить тебе затруднения на пути, ведущем в жизнь, Господь ради тебя Сам стал путем жизни для желающих в радости идти к Отцу Светов.

Многими обителями у Отца Спаситель называет меры понимания водворяемых в той стране, имею же в виду те различия, с какими наслаждаются там, сообразно со своим пониманием. Ибо Господь наименовал многие обители не по разности мест, но по степени дарования. Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий, по мере чистоты зрительной силы и впечатления и как от одного светильника, освещающего один дом, каждый луч бывает различен, между тем как свет не делится на многое светильники, так в будущий век все праведные водворяются нераздельно, в единой радости. Но каждый в своей мере озаряется единым мысленным Солнцем и по степени достоинства почерпает радость и веселие, как бы в одном воздухе и месте, седалище, познании и образе. И никто не видит меры и высшего, и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству. Да не будет этого там, где нет ни печали, ни воздыхания, но всякий, по данной ему благодати, в своей мере веселится внутренно, а по внешности у всех одно познание и одна радость! Кроме этих двух чинов, нет иного посредствующего чина, имею же в виду один Чин Небесный, а другой земной; середина же их — это разнообразие в различии воздаяний.

Поскольку всякому желательно не трудясь достигнуть блага и овладеть им, то пусть знают, что на пути к благу предстоит великий путь и борьба и что из многих достигали того немногие. Поэтому только победившие выходили на встречу Царю мирному и кроткому, охотно помогающему человекам. Ибо таковые впредь будут наследовать землю обещания и войдут в пристань упокоения, и в город святой, и в покой праведников. Как есть это видимое небо, называемое твердью, так превыше его есть другое, светозарное небо, где полки Ангелов. Но оно невидимо телесным взорам и есть нерукотворный храм, в которой совершают службу святые Ангелы. Ибо все это божественно, неизреченно и светоносно; потому что духовно и самостоятельно, принадлежит не этому веку, но иному миру, где нет ни ночи, ни борьбы, ни геенны, ни лукавых духов. Поскольку не всякому, кто бы ни был, позволяется внутренним взором видеть небесное, то для этого, подобно некой завесе, оставлена твердь, чтобы и им можно было не просто всех познавать, но только тех, которые чисты сердцем и освящены в уме, и одних сограждан и сотаинников святым. А когда завеса будет отнята, тогда открыто будет праведным, что ожидает избранных. Но многие, принадлежа уже к избравшим благую часть и находясь под влиянием Благого и Животворного Духа, по неопытности подумали о себе, что достигли они совершенства, и, после этого став беспечными, подверглись нашествию и наветам лукавых духов, как иные воины, почитая себя победившими врагов и бросив уже оружие, проводят время в беспечности, а между тем враги, сделав засаду, нападают на них внезапно и одних убивают, а других берут в плен, — так и грех, сперва похитив у них ум и потом наведя на мысль о собственном их совершенстве, располагает ими по произволу, связав их собственною своею волею и снова возобладав над их похотями.

О последних временах

Нечестивый и грозный обманщик антихрист придет во время свое с намерением похитить, убить и погубить избранное стадо Истинного Пастыря. Он примет вид истинного пастыря, чтобы обольстить овец стада. Но хорошо знающие святой голос Истинного Пастыря, тотчас узнают обманщика, потому что голос нечестивого нисколько не похож на голос Истинного Пастыря. Голос антихриста притворный и скоро становится узнаваемым. И скажет скверный: «Повелеваю тебе перейти сюда через море». И на глазах зрителей гора пойдет, нимало не сдвинувшись со своих оснований. Ибо над тем, что в начале творения воздвиг и поставил Всевышний Бог, не будет иметь власти антихрист, но станет обольщать мир чародейством. Еще этот дракон по желанию своему соберет множество пресмыкающихся и птиц, ступит на бездну и пойдет по ней, как по суше, творя все это в воображении. И многие поверят и прославят его, как сильного бога. Но кто имеет в себе Бога, у тех светлы будут сердечные очи и искренней верой увидят они и узнают его.

Телеграм канал
с цитатами святых

С определенной периодичностью выдает цитату святого отца

Перейти в телеграм канал

Телеграм бот
с цитатами святых

Выдает случайную цитату святого отца по запросу

Перейти в телеграм бот

©АНО «Доброе дело»

Яндекс.Метрика