Макарий Великий

Макарий Великий

Преподобный Египетский (~300–391)
Тематика цитат

Цитаты:

О страшном суде

Как в месяц Ксанфик закрытые землею корни износят плод свой, дают свои цветы и украшения и оплодотворяются, и тогда обнаруживаются добрые корни и явными делаются те, на которых есть терния, так и в тот день всякий покажет и обнаружит и доброе и худое, что сделал он при помощи собственного своего тела. Ибо там — общий Суд и воздаяние. Кроме видимой пищи есть другая пища. И Моисей, когда восходил на гору, постился сорок дней. Взошел он человеком, а сошел, имея в себе Бога. Вот видим на себе, что тело, если не подкреплено пищей, расстраивается в несколько дней; но Моисей, постившись сорок дней, сошел гораздо сильнейшим всякого; потому что питаем был Богом и тело его снабжаемо было иною небесною пищею. Ему пищею стало Божие слово, и имел он славу на лице. Но бывшее с Моисеем есть только образ; ибо та слава сияет ныне внутри — в сердцах христиан. И воскрешенные тела в Воскресение покроются иною Божественною ризою и будут питаться небесною пищей.

Праведен Бог, и правы суды Его, и нет у Него лицеприятия, но по мере благодеяний и телесных, и духовных, или познания, или понимания, или рассудительности, какие Бог различно вложил в человеческую природу, судя каждого, найдет плодов добродетели и в достойной мере воздаст каждому по делам его. «ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны» (Прем. 6:6). И Господь говорит: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12:47—48). Познание же и разумение понимай различно, или то, которое дается по благодати и по небесному дару Духа, или то, которое бывает естественным следствием разумения или рассудительности и изучения Божественных Писаний. Ибо от каждого потребуются плоды добродетели, по мере оказанных ему Богом благодеяний или естественных, или дарованных Божией благодатью. Поэтому в день Суда безответен перед Богом всякий человек, потому что от каждого, слышал ли он, или никогда не слышал слова Божия, потребуются плоды веры, и любви, и всякой соразмерной ему добродетели, как награду от произволения и воли.