Иоанн Златоуст
Тематика цитат

Цитаты:

«Но почему,-говорят некоторые,-теперь не бывает чудес? Почему тогда все крещаемые говорили разными языками, а ныне уже не так?» По какой, в самом деле, причине теперь пресеклась и отнята у людей эта благодать? Не потому, что Бог захотел лишить нас этой чести, но потому, что Он благоволил нас еще более почтить. Каким образом? Те люди были очень неразумны, ибо недавно освободились от идольского служения; мысль их была так груба и нечувствительна, что они были совершенно привязаны к одним плотским предметам и, желая вещественного, ничего не понимали о дарах духовных, ничего не знали о благодати духовной, благодати, созерцаемой единой верой. Потому и бывали тогда чудеса... А ныне я не имею нужды в знамениях. Почему? Потому что и без чудес научился веровать Господу. Залога требует тот, кто не верит, а я, как верующий, не требую ни залога, ни чудес. Положим, я не говорю разными языками, но я знаю, что я очищен от грехов. Они тогда не веровали этому без чудес, затем и явлены были чудеса, как залог веры, ими приемлемой. Потому им давались знамения, не как верным, но как неверным, чтобы они уверовали. Таким образом, и святой Павел говорит: «Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих» (1 Кор. 14, 22). Видите, что не для бесчестия нашего, но для большей почести Господь сократил явление своих чудес. Он творит так, желая открыть нашу веру, чтобы мы веровали Ему без залогов и без всяких чудес. Те люди, не получив предварительно видимых знаков и залога, не поверили бы Ему в предметах невидимых, а я без этого показываю ему всю веру. Вот причина, почему теперь не бывает чудес.

С неба грядет Тот, Кто будет судить живых и мертвых, грядет Испытующий сердца и утробы, грядет — и кто в состоянии будет избежать рук Его? Грядет Сидящий на престоле Херувимов и взором Своим Проникающий бездны; грядет Бог богов и Господь господствующих; грядет Начальник начальствующих и Судия судей; грядет Царь царствующих и Решитель решающих; грядет Тот, Кто обнаруживает и обличает всякое дурное и сокровенное тайное дело; грядет Тот, Кто делает известными перед лицом всех намерения, дела, слова и всякое помышление; грядет истинный и неусыпный Глаз, нелицеприятный Судия, немздоимный Испытатель, предающий огню и отсылающий в геенну всякое мерзкое деяние и постыдное удовольствие; грядет Тот, Кто любит мир и ненавидит всякое злое слово, всякое хищение и всякий грех и предает вечному наказанию творящих соблазны; грядет Тот, от лица Которого бежит земля, иссушается море, небо свивается подобно свитку, ниспадают звезды, возмущается воздух, померкает солнце, луна не дает света своего, Силы Небесные колеблются, трепещут Херувимы, изумляются Серафимы, ужасаются Ангелы, страшатся Архангелы, колеблются небо и преисподняя, и все трепещет; грядет Тот, Кто не смотрит на лицо человека и не оказывает сострадания нищему на Суде; грядет Тот, Кто воздает каждому по делам его, Кто обличает и предает на позор намерения и предприятия всякого дыхания; грядет Тот, Кто милует милостивых и осуждает жестоких... грядет Тот, перед Которым преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних; грядет Тот, престол Которого — пламень огненный и колесница Его — огонь палящий; грядет, чтобы спасти и прославить праведных, грешников же предать мучениям; грядет объявить блаженными жаждущих и несчастными пресыщенных; грядет, чтобы оказать почести тем, кто предается подвигам и бодрствует в молитвах и псалмопениях, в благодарении, прошении и терпении, а беспечных и нерадивых предать мучениям и наказаниям; грядет страшный и неумолимый к грешникам, которых удалит от Себя с великою угрозою, — и кроткий, снисходительный и нежный по отношению к праведным.