Иоанн Златоуст
Тематика цитат

Цитаты:

«Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф. 5, 29). Спаситель произнес эти слова не о членах. Он нигде не осуждает плоти, но везде обвиняет развращенную волю. Не глаз твой смотрит, но через него смотрит ум и сердце. Если душа обращена на другие предметы, глаз часто не видит предметов, находящихся перед нами. Поэтому не все должно приписывать действию глаза. Если бы Христос говорил о членах, то сказал бы не об одном глазе, правом, но об обоих. Потому что, если кто соблазняется правым глазом, тот, без сомнения, соблазняется и левым. Итак, почему Спаситель упомянул только о правом глазе и о правой руке? Потому, чтобы ты знал, что речь идет не о членах, но о людях, имеющих с нами тесную связь. Итак, если ты кого-нибудь любишь так, что полагаешься на него, как на правый глаз, и признаешь его столь полезным, что считаешь его за правую руку свою, если он развращает твою душу, то и такого человека отсеки от себя.

Учение о Воплощении Бога было весьма неудобоприемлемо. Это чрезмерное человеколюбие Его и великое снисхождение было страшно и требовало многих в самом деле приготовлений, чтобы оно было принято. Представь, каково было слушать и поучаться, что Бог, неизреченный, нетленный, непостижимый, невидимый, необъятный, в руце Которого концы земли (Пс. 94, 4), призирали на землю и творяй ю трястися, прикасаяйся горам и заставляющий их дымиться (Пс. 103, 32), Которого славы, явленной не вполне, не могли видеть даже Херувимы, но распростертыми крыльями покрывали свои лица (см.: Ис. 6, 2). Тот, Который превосходит всякий ум и превышает разумение, оставив Ангелов, Архангелов и все высшие разумные Силы, благоволил сделаться Человеком, принять плоть, созданную из земли и персти, и войти в утробу Девы, быть носимым во чреве девять месяцев, питаться молоком и испытать все человеческое.