Фильтр цитат

Все темы:
Выбрать тему
Ангел Антихрист Атеизм Бдение Бедность Безмолвие Беседа Бесстрастие Бесы Благодарность Благодать Благословение Благочестие Ближний Блуд Богатство Богоугождение Болезнь Борьба Брак Ведение Вера Ветхий Завет Вечные муки Власть Воздаяние Воздержание Война Воля Воля Божия Воскресение Христово Воспитание Высокомерие Гадание Гнев Гонение Гордость Грех Девство Дело Деньги Дети Добро Добродетель Духовная жизнь Душа Еда Елеосвящение Ересь Жизнь Жизнь вечная Забота Зависть Заповеди Зло Злопамятство Знание Икона Искушение Исповедь Исправление Истина Католицизм Клятва Колдовство Крестное знамение Крещение Курение Лень Лицемерие Ложь Любовь Любовь Божия Любовь к Богу Месть Милостыня Молитва Молчание Монастырь Монах Мощи Мудрость Мужество Мученичество Мысли Надежда Наказание Намерение Начальство Ненависть Нерадение Нечувствие Нравственность Обида Обличение Оправдание себя Оскорбление Отчаяние Очищение Падение Печаль Плач Плоть Подвиг Подготовка к смерти Познание себя Покаяние Поклон Помощь Божия Порок Послушание Пост Похвала Похоть Праздник Празднословие Праздность Прелесть Привычки Пример Приметы Причастие Промысел Божий Простота Прошение Прощение Пьянство Работа Рабы Божии Радость Развлечение Раздражительность Разум Рассуждение Ревность по Богу Родители Ропот Роскошь Самолюбие Самомнение Самоубийство Свобода Свобода воли Святость Священники Священное Писание Семья Скорбь Слава Сластолюбие Слезы Смертная память Смерть Смерть детей Смех Смирение Снисхождение Совершенство Совесть Совет Сомнение Сон Спасение Сплетни Спокойствие Спор Сребролюбие Ссора Страдание Страсть Страх Страх Божий Стыд Счастье Таинство Терпение Троица Тщеславие Уединение Умерший Уныние Утешение Учёба Храм Хула Царство небесное Целомудрие Церковь Человек Человекоугодие Честь Чистота Чтение Чудо Юность Язык
Автор:
Амвросий Оптинский (Гренков)
X
Авва Дорофей Авва Исайя (Скитский) Авва Феона Авва Филимон Аврелий Августин Амвросий Медиоланский Амвросий Оптинский (Гренков) Амфилохий Иконийский Анастасий Антиохийский Анастасий Синаит Анатолий Оптинский (Зерцалов) Антоний Великий Антоний Оптинский (Путилов) Арсений Великий Афанасий (Сахаров) Афанасий Великий Варнава Варсонофий Оптинский (Плиханков) Василий Великий Григорий Богослов Григорий Великий (Двоеслов) Григорий Нисский Григорий Палама Григорий Синаит Григорий Чудотворец Диадох Димитрий Ростовский Дионисий Ареопагит Епифаний Кипрский Ерм Ефрем Сирин Зосима Палестинский Иаков Низибийский Игнатий Антиохийский Игнатий Брянчанинов Иероним Стридонский Иларион Оптинский (Пономарёв) Илия Екдик Иоанн (Максимович) Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Иоанн Карпафский Иоанн Кассиан Римлянин Иоанн Кронштадтский Иоанн Лествичник Иоанн Мосх Иосиф Оптинский (Литовкин) Ириней Лионский Исаак Сирин Ниневийский Исидор Пелусиот Исихий Иерусалимский Иустин (Попович) Иустин Философ Каллист Ангеликуд Киприан Карфагенский Кирилл Александрийский Кирилл Иерусалимский Климент Римский Лев Великий Лев Оптинский (Наголкин) Лука (Войно-Ясенецкий) Макарий Великий Макарий Оптинский (Иванов) Максим Грек Максим Исповедник Марк Подвижник Марк Эфесский Мефодий Олимпийский Митрофан Воронежский Моисей Оптинский (Путилов) Нектарий Оптинский (Тихонов) Никита Стифат Никифор Уединенник Никодим Святогорец Николай Сербский Никон Оптинский (Беляев) Нил Синайский Нил Сорский Паисий (Величковский) Петр Дамаскин Петр Московский Пимен Великий Поликарп Смирнский Серафим Саровский Силуан Афонский Симеон Благоговейный Симеон Новый Богослов Симеон Солунский Тихон Задонский Фалассий Ливийский Феогност Феодор Студит Феодор Эдесский Феодорит Кирский Феолипт Филадельфийский Феофан Затворник Феофил Антиохийский Феофилакт Болгарский Филарет Московский (Дроздов) Филофей Синайский
Загрузка плеера...
Автор:

Амвросий Оптинский (Гренков)

Преподобный (1812–1891)
Амвросий Оптинский (Гренков)

Цитаты:

О познании себя

Христос воскресе!..
Мне пришли на мысль утешительные слова святого Златоуста, читаемые на Пасхальной утрени: «Постившиися и не постившиися возвеселитесь теперь; воздержные и нерадивые, почтите этот день». И как я принадлежу к числу последних, то и пришло мне желание побеседовать с подобными мне, как и почему мы, слабые и невоздержные, вместе с постниками и воздержниками можем разделять общую радость и веселье светлого этого христианского торжества.
Во-первых, потому, что Сын Божий сходил с небес для спасения грешных и многого от нас не требует, а только искреннего покаяния, как Сам говорит во святом Евангелии: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13). И еще: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, чем о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7).
Во-вторых, потому, что никакая добродетель так не приятна Богу, как смирение. А смиряться удобнее неисправному подвижнику, чем строгому и исправному, чему ясный пример мытарь и фарисей. Правда, что не все строгие подвижники подражают фарисею. Благоразумные из них и смиренные занимают у Бога первое место; а уже позади них стоят слабые, кающиеся и смиряющиеся. Но обносится мудрое слово: хоть сзади да в том стаде, о котором Пастыреначальник и Спас душ наших говорит: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).
Как слабые, так и строгие подвижники всегда должны испытывать себя тщательно, если у нас залог истинного смирения. Святой Иоанн Лествичник пишет: «Иное дело превозноситься; иное дело не возноситься; а иное смиряться. Один целый день судит (о всех и о всем); другой ни о чем не судит, но и себя не осуждает, третий же, будучи неповинен, всегда сам себя осуждает. (Слово 25, ч. 19). Слова Лествичника ясно показывают, что если мы дозволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет. Залог истинного смирения обозначается самоуничижением и самоукорением, без которого, по слову аввы Дорофея, трудно устоять человеку на пути благочестия.

Слышу, что некоторые сестры ушли из обители. Видно, не хватило у них терпения на узком и претрудном пути спасения. Общая у всех нас немощь: все желаем получить спасение, но с отрадой и покоем, а о спасительном пути проповедуется, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Потому и заповедуется в святом Евангелии: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), и «претерпевший до конца спасется» (Мф. 10:22).

Если сестры эти придут в Оптину, то постараюсь убеждать их, чтобы возвратились в обитель, если только согласятся, а тебе советую не отвергать их, если возвратятся в обитель. Варсануфий Великий пишет: «Если видишь юного уходящим, знай, что старец прельстил его, то есть старый восьмитысячелетний искуситель». Этот враг наш душевный искушает всех нас, кого чем может: одного грехом, другого нетерпением, а третьего осуждением, четвертого ропотом – словом, кого чем может... Святой апостол Павел согрешивших убеждает каяться, а мнящихся стоящим предостерегает не падать, глаголя: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»(1 Кор. 10:12). – И еще: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать» (Рим. 15:1), «но исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал. 6:1). Имеем две главные заповеди:«Возлюби Господа… всею душею твоею… и ближнего, как самого себя» (Лк. 10:27); и первая заповедь без второй не исполняется. Поэтому и сказано в старчестве: «От ближнего жизнь и смерть»; кто любит ближнего и заботится о нем, тот получит жизнь вечную, а кто презирает ближнего, о том и не знаю, что и сказать.

О слезах

Пишешь, что... Петр Дамаскин смутил тебя сказанным во 2-й части в 8-м Слове о слезах, что они прежде очищения от страстей – не что иное, как прелесть демонов. Вновь перечитай эту главу со вниманием. Там не так сказано и не тот смысл, ты очень усилила. Тут главный смысл – беспристрастие; и говорит, что слезы живущих посреди человек в попечении о вещах чувственных, то есть мирских, бывают от посмеяния и окрадения демонов. А твои хлопоты по казначейской обязанности не относятся к такому попечению; что делается за святое послушание, по монастырской обязанности, того нельзя назвать попечением суетным. Разумеется, что и при таких случаях должна внимательно беречь себя и вести себя в страхе Божием с охранением совести. Правда, что слезы прежде очищения от страстей бывают не совсем чисты, но они, по слову Иоанна Лествичника, очищаются и делаются правильными, если человек при плаче и слезах всегда помышляет об исходе от этой жизни и предстоянии на Страшном Суде и о последнем на нем изречении, а потом очищают и душу плачущего. При слезах всячески должно беречься тщеславия и возношения, от которых слезы делаются подобными болотной воде, где заводятся пиявицы и другие безобразные гады. Во-вторых, при слезах, по слову Иоанна Лествичника, должно всячески оберегаться обольщения бессловесной радостью, чтобы не принять волка вместо пастыря. Святой этот с удивлением говорит, до какой степени ухитрился лукавый враг, что источник добродетели, то есть плач, превращает в источник страстей.
Если может человек плакать, то благоразумно да плачет во смирении с покаянием сердечным и памятью о своих согрешениях, (только не плотских подробностей, ибо это более вредно) и памятью смерти и суда Божия. Святой Иоанн Лествичник пишет, что в воде слез потопляется мысленный фараон, который от апостола Петра называется «львом рыкающим» ( 1 Пет. 5:8), как и тебе самой некогда представлялось. Справедливо сказано, что в воде слез и умиленном плаче нет места этому льву, рыкающему и ищущему кого-либо поглотить.

О смерти детей

Нельзя не скорбеть, не сетовать, не печалиться родителям, так неожиданно потерявшим единственное свое чадо. Но ведь мы не язычники, которые не имеют никакой надежды касательно будущей жизни, а христиане, имеющие радостное утешение и за гробом касательно получения будущего блаженства вечного. Этой радостной мыслью должно вам умерять скорбь вашу, утолять великую печаль вашу, что вы, хотя на время и лишились сына своего, но опять в будущей жизни можете видеть его, можете соединиться с ним так, что никогда уже не будете расставаться с ним. Только должно принять приличные к тому меры: поминать душу М. на Бескровной Жертве, на чтении Псалтири и в домашних ваших молитвах, и о душе его творить и посильную милостыню. Все это полезно будет не только покойному сыну вашему М., но и вам самим. Хотя смерть его нанесла вам великую скорбь и огорчение, но эта скорбь еще более может утвердить вас в христианской жизни, в христианском благотворении, в христианском настроении духа. Что Господь творит с нами, бывает не только благо, но и добро очень.

О подготовке к смерти

У Господа Бога средств много к тому, чтобы благовременно обратить мысль и заботу человека к единственному нужному, и преимущественно к сказанному Господом в Евангелии: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» (Мф 25:13). Если, по слову святого Иоанна Лествичника, мысль о смерти великую пользу приносит христианину, то тем более приготовление к смерти много может воспользовать душу того, кто с верой и надеждой ожидает своего исхода из этой жизни. Вам кажется, что заботливость о приготовлении к смерти делает вас менее способным ко всему доброму и необходимому. Но это несправедливо. Вам кажется так потому, что вы не вполне уверены в будущей своей участи. Но кто же может быть вполне уверен в этом, когда и совершенные, и угодники Божии, как, например, Арсений Великий и Агафон Великий, не без страха ожидали приближения часа смертного? Преподобномученик Петр Дамаскин говорит, что спасение христианина обретается между страхом и надеждой, и потому ни в каком случае не должно ни дерзать, ни отчаиваться… Внешнее приготовление, как я думаю, должно вам начать с двух главных предметов: написать духовное завещание и принять Таинство Елеосвящения, по предварительных исповеди и Причащении…
В духовном завещании касательно достояния вашего смотрите на усердие и расположение души вашей; но не делайте распоряжения по одному простому человеческому чувству, а поступайте с рассмотрением, имея в виду и полезное для души вашей. О соборовании св. елеем также скажу, что и такового откладывать не должно. Через это Таинство многим возвращалось и здравие телесное. Главная же польза его состоит в прощении забытых прегрешений.

О совершенстве

Как тебе достигнуть внутреннего христианского совершенства, так как твое старание об этом идет безуспешно?
Если желаешь, чтобы дело это у тебя шло с успехом, то требуется первое условие – оставить всех с делами их на Промысл и суд Божий, на собственную их волю – пусть действуют, как знают, как хотят и как разумеют. Апостол Павел пишет: «Всякий поступай по удостоверению своего ума», один так, другой так (Рим. 14:5), то есть один рассуждает так, а другой так, и каждый действует по своему намерению. А Един Судия живых и мертвых, зная намерения каждого, воздаст каждому не по делам, а по намерению дел. Прибавление к сказанному условию то, чтобы всегда помнить, что мы живем в монастыре для собственного исправления, а не для исправления других.
Второе условие – заботиться о смиренном и искреннем покаянии, и не так поверхностно приносить покаяние, как привыкли мы в мире от ложного стыда и самолюбия. На чужие грехи и недостатки мы зорко смотрим, а на свои немощи душевные и случающиеся прегрешения смотрим как бы сквозь тусклое стекло. Чтобы научиться смиренному, искреннему раскаянию, должно внимательно читать, кроме других книг, книги Ефрема Сирина, где и увидим, что прежде всего нужно оставить «ревность не по разуму» (Рим. 10:2), которую святой Исаак Сирин называет ревностью безумною и которая под благовидными предлогами более всего вредит в духовной жизни.

Авва Дорофей пишет, что спасение – во многом совете, но не со многими. Потому что в Святом Писании сказано: «Друзьями твоими да будут многие, а советником твоим – один из тысячи» (Сир. 6:6). Поэтому нахожу неполезной для тебя поездку в К., кроме сказанной причины, и потому, что находишься в тревожном состоянии. Вода, когда находится в мутном состоянии, для очищения своего требует того, чтобы дать ей спокойно постоять и отстояться, тогда чистую воду сливают, а тину выбрасывают. Еще в Ветхом Писании сказано: «Если гнев начальника вспыхнет на тебя, то не оставляй места твоего» (Еккл. 10:4). Есть и простая поговорка: «На одном месте и камень обрастает». И в старчестве сказано: «Сиди в келье твоей, и та всему тебя научит». Положим, что А. вызывает тебя под благовидным предлогом принести тебе пользу душевную, но враг наш душевный и искуситель через это ухищряет тебе сделать вред душевный. Святой апостол предостерегает нас, говоря: «Нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2:11), то есть вражии, которые скрываются под благовидными предлогами, как волки в овечьих кожах. Поэтому лучше сидеть дома и искать пользы душевной внутри себя приличными духовными средствами, так как сказано, что «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). А извне от людей получаем пользу лишь тогда, когда не осуждаем их.

О спасении

Ин суд человеческий, и ин суд Божий. Глаголет Господь через Пророка: «Как далеко восток от запада» (Пс. 102:12), «так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55:9). По человеческому мнению, путь спасения, казалось бы, должен быть путь гладкий, тихий и мирный, а по Евангельскому слову, путь этот прискорбный, тесный и узкий. «Не мир пришел Я принести», – глаголет Господь, – «но меч» (Мф. 10:34), дабы разлучить боголюбивых от сластолюбивых и смиренномудрых от миролюбивых.
Вообще спасение наше, по слову преподобного Петра Дамаскина, находится между страхом и надеждой, чтобы не иметь самонадеянности и не отчаиваться, а с благой надеждой и упованием на милость и помощь Божию стараться проводить жизнь во исполнении заповедей Божиих. Ты ошибочно ищешь полного и совершенного успокоения душевного на земле, будучи подстрекаема к этому с левой и противной стороны от искусителей, а вместе с этим и просто помышляешь об этом от неопытности духовной, тогда как такое состояние принадлежит будущей жизни, а «в мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33), – сказал Господь апостолам и всем прочим.

У тебя есть немощь: простой путь Господень разветвлять на многие направления, тогда как и Святое Писание, и самый опыт доказывают, что нужно упрощать Евангельский путь жизни, меньшие заповеди и добродетели соединяя во единые большие. Святой псалмопевец Давид говорит об этом так: «Все пути Господни милость и истина» (Пс. 24:10), то есть всякий христианин, если будет ближнему оказывать всякую милость и всякое снисхождение в его недостатках, а от себя одного потребует всякой истины Божией, то этот христианин будет искусный исполнитель велений Божиих, многие пути Божии соединяя как бы только в два направления. И в Евангелии сказано: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними прежде, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). «Вот, теперь время благоприятное» (2 Кор. 6:2), – говорит апостол. Вот отныне и начнем многие направления и разветвления собирать в единообразный путь Господень... Это средство тем хорошо, что человеку-христианину дает возможность успокоиться, чего человек не достигает, если решится на многие направления, раздробляя и разветвляя простой путь Божий. Когда же человек успокоится, тогда он способен бывает направляться к исполнению всех заповедей Божиих, глаголя со Псалмопевцем: «Все повеления Твои - все признаю справедливыми; всякий путь лжи ненавижу» (Пс. 118:128).

В том-то и вся ошибка с нашей стороны, что не хотим покоряться воле всеблагого Промысла Божия, указующего нам через обстоятельства душеполезный путь, а все ищем своего какого-то покойного пути, который существует только в мечтательности, а на самом деле его на земле нет; не всем, а некоторым только будет покой тогда, когда пропоют: «Со святыми упокой». Земной же удел человеческий – скорбь, труд, болезни, подвиг, печали, недоумения, теснота, лишение того или другого, оскорбления, смущения, восстание страстей, борьба с ними, одоление, или изнеможение, или безнадежие и подобное этому. Не напрасно сказал пророк Давид: «Нет мира в костях моих от грехов моих» (Пс. 37:4). И праведный Иов взывал: «Не искушение ли есть человеку житие сие» (Иов 7:1)? А мы все путаемся на том, нельзя ли как устроиться в покое и на покое, и часто думаем: если бы не такое-то неудобство, и не такие-то обстоятельства, и не такой-то поперечный человек, то, может быть, было бы мне удобнее и покойнее, а забываем, что неудобства сии часто исходят изнутри нас, как и злые помышления. Где лежат страсти, оттуда исходят и все наши неудобства, неладицы, неурядицы и неустройства. Но да уничтожит все это Пришедший грешных спасти, если возжелаем покаяться, смириться и покориться.

В письме своем ты выразила главную свою мысль, главное свое желание, что ничего более не желаешь своему N., как спасения его души. Если так, то не скорби много о его внешнем настоящем положении, по всему прискорбном, неустроенном и затруднительном. Но оно по Промыслу Божию послалось ему для пользы душевной, чтоб осмотрел себя со всех сторон и понял суету настоящей жизни и по примеру других не предавался бы более этой суете, и утешениям, и наслаждениям скоропреходящим. Когда помышляем о спасении ли собственном или о спасении нам близких, то всегда должны твердо помнить, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), как учит нас Слово Божие; и по слову апостольскому: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). Старайся содержать все это в памяти и почаще молись так: «Господи! Ты един вся веси, вся можеши, и всем хощешь спастися и в разум истины приити. Вразуми сына моего познанием истины Твоея и воли Твоея святыя, и укрепи его ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй!» Если так будешь делать, то будешь получать облегчение в скорби своей и вместе оказывать духовную помощь сыну своему.

О страхе Божьем

Прп. Петр Дамаскин пишет, что спасение человека находится между страхом и надеждой, чтобы он не отчаивался и больше меры не обнадеживался. Если святым людям повелевает пророк Давид, говоря: «Бойтесь Господа, святые Его» (Пс. 33:10), то тем более людям грешным и неисправным нужно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать заповеди Божьи, и прежде всего, относительно суждения и осуждения, которые жизнь христианина обращают в лицемерие, по сказанному в Евангелии: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф. 7:5). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность называется ревностью не по разуму и ревностью несмысленной. Не без причины апостол возражает, говоря:«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает… Силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).

В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято?
Сам Господь через апостола Петра указывает на это средство, говоря: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1Пет. 1:17). Слова эти показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божьем и страхе будущего Суда и вечных мук. Только при содействии этого страха с помощью Божией и бывает соблюдение заповедей, как сказано в псалмах: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.» (Пс. 111:1).
А без страха, если бы кто и на небесах жительствовал, по слову преподобного Петра Дамаскина, не получит пользы, имея гордыню, которой сатана, и Адам, и многие пали. Если и святым всем в Слове Божьем предписывается иметь страх Божий, по сказанному: «Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс. 33:10), то тем более нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий, и страх смерти и Страшного Суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх этой надеждой наследовать Царствие Небесное, если будем, насколько возможно, понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: «Помни о конце твоем, и во век не согрешишь» (Сир. 7:39).

О стыде

Смущение, по каким бы оно благовидным причинам ни приходило, есть самое душевредное искушение, поэтому должно считать неправильными и несправедливыми те причины и поводы, по которым оно возбуждается.
Если Всеблагой Господь заботится о пользе нашей душевной и спасении нашем более, чем мы сами, то и должно нам всегда искать успокоения от возмущающих нас мыслей в благости и всемогуществе Божием, а неуместной заботливостью нашей и безвременным опасением и боязнью ничего сделать не можем. Будем жить, пока дарует нам жизнь Жизнодавец, который умерщвляет и оживляет, поражает и исцеляет, все устраивая премудростью своею, по единой благости, к благому – и полезному, и спасительному.
Не должно забывать евангельское слово: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо!» (Лк. 6:26).

О таинствах

Вместо обычного поздравления пишу тебе слово Писания, глаголящее: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Притч. 9:1) Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, основал Святую Свою Церковь на семи Таинствах. Первое из них – Священство, без которого другим Таинствам совершаться невозможно. Второе – Крещение, в котором младенец омывается от прародительского греха, а взрослый – и от собственных, возрождаясь в жизнь духовную. Третье Таинство – Миропомазание, которым восстанавливается потемневший образ Божий в человеке, так как возрожденный Таинством Крещения через Миропомазание запечатлевается дарами Духа Святого, чтобы силен был не только противостоять козням вражеским, но мог бы совершать всякую добродетель. Четвертое Таинство– Причащение, через которое человек соединяется с Богом, если только достойно приступает к этому Таинству Святого Причащения, потому что у строгого праведника ежедневно бывает не менее семи недостатков, хотя и не важных, по сказанному: «и праведник седмижды падает».Тем более необходимо пятое Таинство – Покаяние – для того, кто не достиг еще степени праведничества, а борется до сих пор со страстями и похотями ветхого человека, боримый и искушаемый вместе исконным и непримиримым врагом человечества. Шестое Таинство – Брак. Хотя мы и избрали жизнь безбрачную, но честность брака должны чтить, потому что произошли на свет от честно-брачных православных родителей, которые позаботились соделать нас участниками обозначенных Таинств. Седьмое Таинство – Елеосвящение, через которое прощаются забытые по немощи человеческой грехи и излечиваются болезни душевные и телесные.
Вот тебе, чадо, в день Ангела твоего сказание о Таинствах Премудрости Божией.

О Троице

Вы пишете, что, сознательно веря в бытие Бога, вы доходите почти до убеждения, что представление Его в трех Лицах и разделение Небесных Сил на чины есть не что иное, как идеал государства.
Такое понятие ваше весьма неверно и далеко отстоит от истины, особенно по причине какого-то смешения Божества с тварями, от Него созданными. Иное есть Единый Бог в трех Лицах, и иное – девять чинов ангельских небесных, от Него созданных, и, наконец, совсем иное – государства земные и человеческие. Триединый Бог невидим и непостижим для твари, даже для Ангелов, тем более для человеков. Отчасти же ведом по откровению сперва через пророков, вещавших Духом Святым, а потом через Единородного Сына Божия вочеловечевшегося, как говорит святой евангелист Иоанн Богослов: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Как Единый Бог есть в трех Лицах, тому малое подобие видим в трисолнечном свете. Иное есть самое солнце и рождающийся от него свет, и иное – исходящие от солнца лучи. Все это одного существа и нераздельно и с тем вместе тройственно.
Второе подобие видим в душе человека. Иное есть ум в человеке, и иное есть внутреннее слово, от ума рождающееся, которое передается другому и в то же время остается внутри нас; и иное есть дух, оживляющий человека и ведущий тайны его, по сказанному: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11). Все это составляет одно разумное существо человека и вместе с тем есть тройственно.
О Боге Едином и вместе Триедином твари, особенно люди, могут делать только такое заключение. Все видимое от Невидимого. Все вещественное от Невещественного. Все имеющее начало от Безначального. Все имеющее конец от Бесконечного. Все временное от Вечного. Все имеющее предел от Беспредельного. Все измеримое от Неизмеримого. Все постижимое от Непостижимого.
Некоторые из святых отцов любомудрствуют, что сперва были созданы десять чинов ангельских в знамение Единого и Триединого Бога; потому что единица и троица, помноженная сама на себя, составляет десятицу. Но десятый чин пал; осталось только девять чинов ангельских, по подобию которых существует на земле не идеальное какое-либо государство человеческое, а единая истинная Вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, и искупленная драгоценною Его Божественною Кровию, как об этом говорит апостол: «Один Господь, одна вера» (Еф. 4:5), то есть как Един истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя ни величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих.

О Воскресении Христа

«Ныне все наполнилось светом: и небо, и земля, и преисподняя; поэтому пусть празднует все творение восстание Христа, в Котором оно утверждается» (Тропарь 3-й песни Пасхального канона). Из сказанных слов видим, что свет Воскресения Христова озарил небо и землю, и преисподнюю, но одинаковое ли произвел действие и влияние? – Нет! Не одинаковое.
Ангелы на небе исполнились неизреченной радости, потому что Воскресением Христовым они сподобились большего откровения Таинств, также радовались они и о спасении людей веровавших, как меньших своих братий. Напротив, ангелы, за гордость низверженные в преисподнюю, сперва пришли в величайший страх и замешательство, а потом еще в большую злобу, и зависть, и неистовство, потому что Воскресением Христовым разрушилась их лукавая держава и власть темная, и содержимые ими во аде души праотцев изведены Господом из ада и введены в рай, радовались только изведенные из ада души. Так же и на земле Воскресение Христово произвело не одинаковое действие и влияние. Уверовавшие во Христа исполнялись неизреченной радости, услышав о Воскресении Его, а, напротив, злобные и завистливые евреи пришли в большую злобу, и зависть, и неистовство, и за нераскаянность свою лишились благоволения Божия, рассеяны по всей вселенной и у всех народов находятся в великом презрении. Равно и из язычников – одни принимали веру во Христа, а другие не только упорно оставались в заблуждении, но и приходили в большее неистовство против верующих и подвергали их разным мукам.

Христос Воскресе!
Велика сила в этом кратком приветствии, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст в огласительном своем слове: «Воскресе Христос, и низвержен ад! Воскресе Христос, и пали демоны! Воскресе Христос, и радуются Ангелы! Воскресе Христос, и побеждена смерть! Воскресе Христос, и воцарилась жизнь».
Не без причины многократно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия», то есть радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сынов и дочерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас св. апостол Павел, говоря: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8–9). Те же самые слова апостол повторяет в другом месте с другой стороны: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:14–15).
Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). И еще: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». (Мк. 10:32) Если любовь Божия настолько ревнива, что и отца, и матерь допускает любить только в меру, а не больше меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу, любовью к другим неуместною; особенно же нечистою, потому что Богу любезнее более всего целомудрие в смиренномудрии.
Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). А так как эта заповедь не всегда бывает легко исполнима, то апостол заповедует нам облечься в броню правды, то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгоняющих нас.
Остальными же словами «плод благостыни» и «благовествование мира» означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие по сказанному: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр. 12:14). «Ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15)»!

О царстве небесном

Все помилованные от Господа будут удостоены лицезрения Христова; и Царствие Небесное ни что иное есть, как радость о Христе Спасителе от лицезрения Его. Так и, напротив, отлученные от Христа будут лишены и Царствия Небесного и отосланы в муку. А святой Иоанн Златоуст говорит, что быть отлученным от Христа страшнее геенны и мучительнее всякой муки. Преподобный Феогност в последней главе говорит:
«Если кто не надеется быть там, где Святая Троица, тот да постарается не лишиться лицезрения воплотившегося Христа». А святой Иоанн Лествичник в 29 слове, в 14 главе пишет, что достигшие бесстрастия будут там, где Троица. В средней мере находящиеся будут иметь различные обители. А получившие прощение грехов сподобятся быть внутри райской ограды, и последние не должны лишиться лицезрения Христова.

В Слове Божием говорится и о Царствии Божием, и о Царствии Небесном: какое в этом различие? Царствие Небесное получают достойные по смерти, в будущей жизни, а Царствие Божие твердо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни внутри себя, в своей душе и сердце, по сказанному в Евангелии: «Царствие Божие внутрь вас» (Лк. 17:21).
Как и чем приобретается Царствие Божие внутри нас? По слову апостольскому, оно приобретается, во-первых, правдой или праведностью, которая состоит в исполнении заповедей Божиих и милостивом, и сострадательном расположении к ближним, во-вторых, миром с ближними, миром от страстей, миром со своей совестью и миром с Богом через покаяние и смирение. Когда христианин постарается так себя устроить, тогда он получит благодатную помощь и при содействии Святого Духа среди самых скорбей будет радоваться, твердо веруя апостольскому слову, что «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:3–5); что «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас в жизни будущей» (см. Рим. 8:18); что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22).

О целомудрии

Святости жизни требует от нас Бог. Эта святость прежде всего состоит в целомудрии, а потом в исполнении и других заповедей Божиих и при нарушении оных – в искреннем и смиренном покаянии. Целомудрие есть двоякое – девственное и супружеское. Древняя Сусанна и в супружестве названа целомудренной за то, что решилась лучше умереть, нежели исполнить злое пожелание беззаконных судей. А из евангельской притчи о десяти девах видно, что не все девы были мудры, но пять из них было юродивых. Последние юродивыми, или неразумными, названы за то, что, соблюдая телесное девство, не заботились соблюдать чистоту душевную и оскверняли ум и сердце нечистыми помыслами и пожеланиями, или возмущались помыслами гнева и злопамятства или зависти и ненависти, или ослеплялись сребролюбием и от скупости не сострадательны были к ближним. Если же некоторые из них, по-видимому, и удерживались от этих страстей, но, побеждаясь самомнением и гордостью, осуждением и унижением ближних, теряли через это душевную чистоту, по сказанному:«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» (Притч.16:5).

Читая духовные книги без указания, вы опасаетесь, как бы вам не впасть в какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение ваше весьма основательно. Поэтому, если не хотите пострадать от такого бедствия душевного, не читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостью жизни, а читайте творения таких отцов, которые признаны Православной Церковью за твердо известные и, без сомнения, назидательные и душеспасительные. Чтобы не потерять твердое Православие, возьмите в руководство себе и детям своим книгу «Православное исповедание» Петра Могилы, рассмотрите ее со вниманием и со тщательностью и написанное там содержите в памяти твердо, чтобы и самим хорошо знать дело своего спасения и знать, что нужно сказать и указать детям в нужное время. Второй книгой в этом роде да будет «Летопись» или 4 часть творений святителя Димитрия Ростовского. За ней и прочие части его творений читайте не только для руководства относительно правильных мнений и пониманий, но и для руководства в самой жизни, что знать и уметь, как когда нужно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям. Для этой же цели читайте книгу аввы Дорофея, которую по справедливости называют зеркалом души. Зеркало это покажет каждому не только его действия, но и самые движения сердечные. В посты, и особенно в дни поста, прилично и полезно читать творения Ефрема Сирина в русском переводе, выбирая главы о покаянии.

Чтобы более утвердиться в православных понятиях, советовал бы я вам прочитать со вниманием и с усердием все творения нового угодника Божия, святителя Тихона Задонского. Слог их хотя и тяжел, но вы при чтении старайтесь обращать внимание ваше более на мысли и на предлагаемые христианские правила. Чтение двух русских светил, святителя Димитрия Ростовского и святителя Тихона Задонского, многое вам разъяснит и много вас утвердит. К этому прибавьте и слова апостола Павла: «Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.» (Евр. 13:9). И в другом месте:« Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8). Крепко держитесь за это свидетельство и не соглашайтесь принимать никаких новых учений, как бы благовидны они ни были, подражая хорошо знающему все признаки и приметы чистого серебра, который скоро примечает примесь всякой лигатуры и нечистое серебро отвергает. Подобно и вы отвергайте всякое учение, где заметите хоть мало лигатуры различных человеческих мнений, которые взимаются на разум Божий. Утвердившись в православном учении, сперва читайте все духовные журналы с означенным разбором и изберите потом, который более придется по духу вашему.

Пишешь еще и спрашиваешь, почему преосвященный Феофан не одобрял сочинений преосвященного Игнатия Брянчанинова. Я всех его сочинений не читал, а помню неточное приведение им мест из писаний святых отцов. Например, в «Добротолюбии» у Симеона Нового Богослова говорится в третьем образе внимания молитвы о послушании к старцу и духовному отцу, без которого неудобно спасаться молитвой Иисусовой, а преосвященный Игнатий отнес это к простому общему монастырскому послушанию, а ты ведь и сама знаешь, какое великое различие между тем и другим послушанием. Должно быть, преподобный Феофан нашел и много других неточно приведенных мест у преподобного Игнатия. Впрочем, «Слово о смерти» хорошо им написано, также неплохо разъясняются им самообольщение ума и самообольщение сердца.

Посылаю вам... три брошюрки: 1) «Советы ума своей душе», 2) «О вещах, возбраняющих ко спасению» с душеполезными беседами блаженного старца Зосимы и 3) «Толкование на “Господи, помилуй”». Объем этих книжечек, по-видимому, очень малый, но содержание их велико, весьма велико. В них хотя кратко, но ясно и практически изложено, как должен всякий христианин евангельское учение приспособлять к образу своей жизни, чтобы получить милость Божию и наследовать вечное блаженство…
Прочитывать в каждую неделю хоть по одной из этих книжиц и таким образом делать в каждый месяц, потому что сказанное в этих духовных книжках долго не удерживается в памяти. А почему не удерживается, объявил причину нам покойный 80-летний старец, архимандрит Моисей, сказав вопрошавшему об этом: «Книги эти дела требуют».

О чудесах

Вы видите в N. своем противоречие самому себе. Это сущая правда. В самом деле, в евангельские чудеса Христовы не верит, а причащается Святых Христовых Таин. Между тем как Святая Евхаристия есть первейшее, важнейшее и величайшее чудо Христово, а прочие евангельские чудеса уже второстепенные. Ибо как не назвать величайшим чудом то, что простой хлеб и простое вино, раз непосредственно пресуществленное Господом в истинное Тело и в истинную Кровь Его, вот уже почти две тысячи лет по молитвам иереев, следовательно, уже людей обыкновенных, не перестают пресуществляться точно таким же образом, производя чудное изменение в людях, причащающихся этих Божественных Таин с верою и смирением.
N. ваш евангельские чудеса Христовы приписывает гипнотическим и телепатическим явлениям и называет их фокусами. Но между чудесами евангельскими и фокусами неизмеримое различие. И во-первых, они различаются между собой по своему значению. Чудеса Христовы, будучи делами необыкновенными, в то же время были величайшими благодеяниями страждущему человечеству. В самом деле, исцелить слепорожденного, сухорукого, воскресить мертвого – не есть ли все это величайшие благодеяния? Недаром и апостол выразился о Господе Иисусе Христе так: «Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом» (Деян. 10:38). И эти чудесные благодеяния Христовы производили благотворнейшее влияние на благодетельствуемых Господом людей. Например, по исцелении слепорожденного Господь, найдя его, сказал ему: «Ты веруешь ли в Сына Божия?»
«А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него», – возразил тот. Господь же сказал ему: «И ты видел Его, и Он говорит с тобою». Исцеленный же сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему (см. Ин. 9:35–38).
А при представлении фокусов что мы видим? Фокусник занят корыстной целью, заботится только о своей наживе, как побольше собрать денег с зрителей, а зрители посмотрят, позевают, скажут: «Да, это удивительно», – и затем пойдут прочь с пустыми карманами. А сколько при этом бывает соблазнительных речей и взглядов! А уже о мыслях скверных и толковать нечего.
Во-вторых, чудеса Христовы были истинными чудесами. Например, воскресить четверодневного мертвеца (Лазаря), у которого тело уже стало разлагаться, разве это фокус? И какой гипнотист или телепатист может сделать что-либо подобное этому? А фокусы – обман, это уже давно всем известно.

О юности

Пишете, что желаете женить вашего единственного сына, и он не прочь от женитьбы, что представляются много невест достойных, но ни одна не соответствует его вкусу. Таково вообще направление нынешних молодых людей и таков их вкус, которому трудно удовлетворить, потому что они сами часто не знают, чего хотят. Что же для таких людей будет по душе и по чувствам?
Опыт жизни и вера исправляют таковые души и чувства. И потому его теперь трудно вразумить. Он не может поверить ни вам, ни другому, пока не испытает легковерности суждения и чувств своих на деле. Он угрожает вам уйти из вашего дома куда-нибудь далеко или определиться в контору. Пусть его идет из дому; только не пускайте далеко, чтобы он жил где-нибудь, если не на ваших глазах, то у знакомых или у надежного человека, который бы мог удерживать его от своеволия. Пожив на чужих руках, скорее оценит ваш кров и материнскую заботливость. А если теперь его женить, при таком его душевном настроении, едва ли будет прок в женитьбе.

Телеграм канал
с цитатами святых

С определенной периодичностью выдает цитату святого отца

Перейти в телеграм канал

Телеграм бот
с цитатами святых

Выдает случайную цитату святого отца по запросу

Перейти в телеграм бот

©АНО «Доброе дело»

Яндекс.Метрика