Амвросий Оптинский (Гренков)

Амвросий Оптинский (Гренков)

Преподобный (1812–1891)
Тематика цитат

Цитаты:

О страхе Божьем

Прп. Петр Дамаскин пишет, что спасение человека находится между страхом и надеждой, чтобы он не отчаивался и больше меры не обнадеживался. Если святым людям повелевает пророк Давид, говоря: «Бойтесь Господа, святые Его» (Пс. 33:10), то тем более людям грешным и неисправным нужно и полезно иметь всегда страх Божий, страшась нарушать заповеди Божьи, и прежде всего, относительно суждения и осуждения, которые жизнь христианина обращают в лицемерие, по сказанному в Евангелии: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза» (Мф. 7:5). Хотя и кажется нам, что мы делаем это по ревности, но такая ревность называется ревностью не по разуму и ревностью несмысленной. Не без причины апостол возражает, говоря:«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает… Силен Бог восставить его» (Рим. 14:4).

В чем состоит главное средство, чтобы проводить жизнь свято?
Сам Господь через апостола Петра указывает на это средство, говоря: «И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего» (1Пет. 1:17). Слова эти показывают, что главное средство к тому, чтобы жить благочестиво и свято, состоит в страхе Божьем и страхе будущего Суда и вечных мук. Только при содействии этого страха с помощью Божией и бывает соблюдение заповедей, как сказано в псалмах: «Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.» (Пс. 111:1).
А без страха, если бы кто и на небесах жительствовал, по слову преподобного Петра Дамаскина, не получит пользы, имея гордыню, которой сатана, и Адам, и многие пали. Если и святым всем в Слове Божьем предписывается иметь страх Божий, по сказанному: «Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет скудости у боящихся Его» (Пс. 33:10), то тем более нам, грешным и неисправным, необходимо иметь страх Божий, и страх смерти и Страшного Суда Божия, и вечных мук во аде, растворяя страх этой надеждой наследовать Царствие Небесное, если будем, насколько возможно, понуждаться на покаяние и исправление. Страх Божий и памятование четырех последних удерживают от грехопадений, по сказанному: «Помни о конце твоем, и во век не согрешишь» (Сир. 7:39).

Вместо обычного поздравления пишу тебе слово Писания, глаголящее: «Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его» (Притч. 9:1) Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, основал Святую Свою Церковь на семи Таинствах. Первое из них – Священство, без которого другим Таинствам совершаться невозможно. Второе – Крещение, в котором младенец омывается от прародительского греха, а взрослый – и от собственных, возрождаясь в жизнь духовную. Третье Таинство – Миропомазание, которым восстанавливается потемневший образ Божий в человеке, так как возрожденный Таинством Крещения через Миропомазание запечатлевается дарами Духа Святого, чтобы силен был не только противостоять козням вражеским, но мог бы совершать всякую добродетель. Четвертое Таинство– Причащение, через которое человек соединяется с Богом, если только достойно приступает к этому Таинству Святого Причащения, потому что у строгого праведника ежедневно бывает не менее семи недостатков, хотя и не важных, по сказанному: «и праведник седмижды падает».Тем более необходимо пятое Таинство – Покаяние – для того, кто не достиг еще степени праведничества, а борется до сих пор со страстями и похотями ветхого человека, боримый и искушаемый вместе исконным и непримиримым врагом человечества. Шестое Таинство – Брак. Хотя мы и избрали жизнь безбрачную, но честность брака должны чтить, потому что произошли на свет от честно-брачных православных родителей, которые позаботились соделать нас участниками обозначенных Таинств. Седьмое Таинство – Елеосвящение, через которое прощаются забытые по немощи человеческой грехи и излечиваются болезни душевные и телесные.
Вот тебе, чадо, в день Ангела твоего сказание о Таинствах Премудрости Божией.

О Троице

Вы пишете, что, сознательно веря в бытие Бога, вы доходите почти до убеждения, что представление Его в трех Лицах и разделение Небесных Сил на чины есть не что иное, как идеал государства.
Такое понятие ваше весьма неверно и далеко отстоит от истины, особенно по причине какого-то смешения Божества с тварями, от Него созданными. Иное есть Единый Бог в трех Лицах, и иное – девять чинов ангельских небесных, от Него созданных, и, наконец, совсем иное – государства земные и человеческие. Триединый Бог невидим и непостижим для твари, даже для Ангелов, тем более для человеков. Отчасти же ведом по откровению сперва через пророков, вещавших Духом Святым, а потом через Единородного Сына Божия вочеловечевшегося, как говорит святой евангелист Иоанн Богослов: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). Как Единый Бог есть в трех Лицах, тому малое подобие видим в трисолнечном свете. Иное есть самое солнце и рождающийся от него свет, и иное – исходящие от солнца лучи. Все это одного существа и нераздельно и с тем вместе тройственно.
Второе подобие видим в душе человека. Иное есть ум в человеке, и иное есть внутреннее слово, от ума рождающееся, которое передается другому и в то же время остается внутри нас; и иное есть дух, оживляющий человека и ведущий тайны его, по сказанному: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2:11). Все это составляет одно разумное существо человека и вместе с тем есть тройственно.
О Боге Едином и вместе Триедином твари, особенно люди, могут делать только такое заключение. Все видимое от Невидимого. Все вещественное от Невещественного. Все имеющее начало от Безначального. Все имеющее конец от Бесконечного. Все временное от Вечного. Все имеющее предел от Беспредельного. Все измеримое от Неизмеримого. Все постижимое от Непостижимого.
Некоторые из святых отцов любомудрствуют, что сперва были созданы десять чинов ангельских в знамение Единого и Триединого Бога; потому что единица и троица, помноженная сама на себя, составляет десятицу. Но десятый чин пал; осталось только девять чинов ангельских, по подобию которых существует на земле не идеальное какое-либо государство человеческое, а единая истинная Вселенская Церковь, основанная Сыном Божиим, Господом нашим Иисусом Христом, и искупленная драгоценною Его Божественною Кровию, как об этом говорит апостол: «Один Господь, одна вера» (Еф. 4:5), то есть как Един истинный Бог, так на земле единая истинная вера. Другие же вероисповедания, как бы себя ни величали, основаны на примеси ложных понятий человеческих.

О Воскресении Христа

«Ныне все наполнилось светом: и небо, и земля, и преисподняя; поэтому пусть празднует все творение восстание Христа, в Котором оно утверждается» (Тропарь 3-й песни Пасхального канона). Из сказанных слов видим, что свет Воскресения Христова озарил небо и землю, и преисподнюю, но одинаковое ли произвел действие и влияние? – Нет! Не одинаковое.
Ангелы на небе исполнились неизреченной радости, потому что Воскресением Христовым они сподобились большего откровения Таинств, также радовались они и о спасении людей веровавших, как меньших своих братий. Напротив, ангелы, за гордость низверженные в преисподнюю, сперва пришли в величайший страх и замешательство, а потом еще в большую злобу, и зависть, и неистовство, потому что Воскресением Христовым разрушилась их лукавая держава и власть темная, и содержимые ими во аде души праотцев изведены Господом из ада и введены в рай, радовались только изведенные из ада души. Так же и на земле Воскресение Христово произвело не одинаковое действие и влияние. Уверовавшие во Христа исполнялись неизреченной радости, услышав о Воскресении Его, а, напротив, злобные и завистливые евреи пришли в большую злобу, и зависть, и неистовство, и за нераскаянность свою лишились благоволения Божия, рассеяны по всей вселенной и у всех народов находятся в великом презрении. Равно и из язычников – одни принимали веру во Христа, а другие не только упорно оставались в заблуждении, но и приходили в большее неистовство против верующих и подвергали их разным мукам.

Христос Воскресе!
Велика сила в этом кратком приветствии, как свидетельствует святой Иоанн Златоуст в огласительном своем слове: «Воскресе Христос, и низвержен ад! Воскресе Христос, и пали демоны! Воскресе Христос, и радуются Ангелы! Воскресе Христос, и побеждена смерть! Воскресе Христос, и воцарилась жизнь».
Не без причины многократно повторяется радостная церковная песнь: «Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия», то есть радуйся и просвещайся светом Христовым, собрание сынов и дочерей Православной Церкви. А как просвещаться и озаряться светом Христовым, научает нас св. апостол Павел, говоря: «Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине» (Еф. 5:8–9). Те же самые слова апостол повторяет в другом месте с другой стороны: «Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6:14–15).
Под словом «истина» должно разуметь заповедь о любви к Богу: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). И еще: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня». (Мк. 10:32) Если любовь Божия настолько ревнива, что и отца, и матерь допускает любить только в меру, а не больше меры, то не без причины апостол заповедает нам препоясать чресла истиною, чтобы не грешить против любви к Богу, любовью к другим неуместною; особенно же нечистою, потому что Богу любезнее более всего целомудрие в смиренномудрии.
Под словом же «правда» разумеется заповедь о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39). А так как эта заповедь не всегда бывает легко исполнима, то апостол заповедует нам облечься в броню правды, то есть не гневаться, не осуждать, не завидовать, терпеть обиды, укоризны и уничижения, любить врагов, добро творить ненавидящим, молиться за творящих напасть и изгоняющих нас.
Остальными же словами «плод благостыни» и «благовествование мира» означается доброта, простота в отношении к ближнему и всякая благожелательность и дружелюбие по сказанному: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость» (Евр. 12:14). «Ищи мира и следуй за ним» (Пс. 33:15)»!