Фильтр цитат

Все темы:
Выбрать тему
Ангел Антихрист Атеизм Бдение Бедность Безмолвие Беседа Бесстрастие Бесы Благодарность Благодать Благословение Благочестие Ближний Блуд Богатство Богоугождение Болезнь Борьба Брак Ведение Вера Ветхий Завет Вечные муки Власть Воздаяние Воздержание Война Воля Воля Божия Воскресение Христово Воспитание Высокомерие Гадание Гнев Гонение Гордость Грех Девство Дело Деньги Дети Добро Добродетель Духовная жизнь Душа Еда Елеосвящение Ересь Жизнь Жизнь вечная Забота Зависть Заповеди Зло Злопамятство Знание Икона Искушение Исповедь Исправление Истина Католицизм Клятва Колдовство Крестное знамение Крещение Курение Лень Лицемерие Ложь Любовь Любовь Божия Любовь к Богу Месть Милостыня Молитва Молчание Монастырь Монах Мощи Мудрость Мужество Мученичество Мысли Надежда Наказание Намерение Начальство Ненависть Нерадение Нечувствие Нравственность Обида Обличение Оправдание себя Оскорбление Отчаяние Очищение Падение Печаль Плач Плоть Подвиг Подготовка к смерти Познание себя Покаяние Поклон Помощь Божия Порок Послушание Пост Похвала Похоть Праздник Празднословие Праздность Прелесть Привычки Пример Приметы Причастие Промысел Божий Простота Прошение Прощение Пьянство Работа Рабы Божии Радость Развлечение Раздражительность Разум Рассуждение Ревность по Богу Родители Ропот Роскошь Самолюбие Самомнение Самоубийство Свобода Свобода воли Святость Священники Священное Писание Семья Скорбь Слава Сластолюбие Слезы Смертная память Смерть Смерть детей Смех Смирение Снисхождение Совершенство Совесть Совет Сомнение Сон Спасение Сплетни Спокойствие Спор Сребролюбие Ссора Страдание Страсть Страх Страх Божий Стыд Счастье Таинство Терпение Троица Тщеславие Уединение Умерший Уныние Утешение Учёба Храм Хула Царство небесное Целомудрие Церковь Человек Человекоугодие Честь Чистота Чтение Чудо Юность Язык
Автор:
Амвросий Оптинский (Гренков)
X
Авва Дорофей Авва Исайя (Скитский) Авва Феона Авва Филимон Аврелий Августин Амвросий Медиоланский Амвросий Оптинский (Гренков) Амфилохий Иконийский Анастасий Антиохийский Анастасий Синаит Анатолий Оптинский (Зерцалов) Антоний Великий Антоний Оптинский (Путилов) Арсений Великий Афанасий (Сахаров) Афанасий Великий Варнава Варсонофий Оптинский (Плиханков) Василий Великий Григорий Богослов Григорий Великий (Двоеслов) Григорий Нисский Григорий Палама Григорий Синаит Григорий Чудотворец Диадох Димитрий Ростовский Дионисий Ареопагит Епифаний Кипрский Ерм Ефрем Сирин Зосима Палестинский Иаков Низибийский Игнатий Антиохийский Игнатий Брянчанинов Иероним Стридонский Иларион Оптинский (Пономарёв) Илия Екдик Иоанн (Максимович) Иоанн Дамаскин Иоанн Златоуст Иоанн Карпафский Иоанн Кассиан Римлянин Иоанн Кронштадтский Иоанн Лествичник Иоанн Мосх Иосиф Оптинский (Литовкин) Ириней Лионский Исаак Сирин Ниневийский Исидор Пелусиот Исихий Иерусалимский Иустин (Попович) Иустин Философ Каллист Ангеликуд Киприан Карфагенский Кирилл Александрийский Кирилл Иерусалимский Климент Римский Лев Великий Лев Оптинский (Наголкин) Лука (Войно-Ясенецкий) Макарий Великий Макарий Оптинский (Иванов) Максим Грек Максим Исповедник Марк Подвижник Марк Эфесский Мефодий Олимпийский Митрофан Воронежский Моисей Оптинский (Путилов) Нектарий Оптинский (Тихонов) Никита Стифат Никифор Уединенник Никодим Святогорец Николай Сербский Никон Оптинский (Беляев) Нил Синайский Нил Сорский Паисий (Величковский) Петр Дамаскин Петр Московский Пимен Великий Поликарп Смирнский Серафим Саровский Силуан Афонский Симеон Благоговейный Симеон Новый Богослов Симеон Солунский Тихон Задонский Фалассий Ливийский Феогност Феодор Студит Феодор Эдесский Феодорит Кирский Феолипт Филадельфийский Феофан Затворник Феофил Антиохийский Феофилакт Болгарский Филарет Московский (Дроздов) Филофей Синайский
Загрузка плеера...
Автор:

Амвросий Оптинский (Гренков)

Преподобный (1812–1891)
Амвросий Оптинский (Гренков)

Цитаты:

О мыслях

Спрашиваешь, как тебе быть и держать себя, потому что всюду видится тобою одна личина. Сама объясняешь, что тебе очень помогает в таких случаях умеренность речи. Отвечать кратко, благоразумно и осторожно в подобных выражениях: не знаю, что вам сказать, иногда – это не по моей части; иногда – это меня не касается; или – это выше меня, а иногда отвечать молча одним поклоном и проходить, как будто не расслышала или не поняла. А сверх всего этого потребно держаться совета святого Исаака Сирина: «Стараться не видеть злобы человека». В этом состоит чистота душевная. Все предстанем судилищу Христову и не знаем, какой кто получит конец, и в одиннадцатый пришедших Господь приемлет покаяние и таковым повелевает первым раздавать награды, а прежде пришедших упрекает, что в них «глаз завистлив, от того, что я добр» (Мф. 20:15) спасаемся благодатью Христовой.

Многоразличные внушения вражии считай наравне с хульными помыслами и старайся презирать их, молясь псаломским словом: «Поспеши, Боже, избавить меня, [поспеши], Господи, на помощь мне. Да постыдятся и посрамятся ищущие души моей! Да будут обращены назад и преданы посмеянию желающие мне зла!» (Пс. 69:2–3). Когда же будут враги внушать похвалу и гордостное возношение, то продолжай следующий стих, глаголя: «Да будут обращены назад за поношение меня говорящие мне: "хорошо! хорошо!" » (Пс. 69:4). Также приличное и в приличное время произноси из 39 псалма, начинающегося так: «Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой» (Пс. 39:2) и прочее по избранию до конца. Иногда же против гордых помыслов молись, как молился некто из древних отцов, глаголя: «Господи, чужд есть всякого блага и исполнен есть всякого зла, помилуй меня единым милосердием Твоим». И повторяй это много раз, если возможно, с земным поклонением.
Враг же немощный только силится удалить человека от спасительного пути разными нелепыми внушениями, и устрашениями, и возможными искушениями, чтобы как-нибудь поколебать человека и отвратить от истинного пути, и хотя он иногда, «как рыкающий лев, ходит… ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8), но святой апостол Петр увещевает противиться ему твердой верой и упованием на Господа, что Он не оставит нас и силен упразднить и разрушить все козни вражии, как слышим часто в тропаре мучеников, которые, «имея силу от Господа, мучителей низложили и сокрушили демонов немощные дерзости».

О прелести

Ты... так увлеклась своеразумием и своечинием, что, презирая совет и действуя по-своему, дошла будто бы до самодвижимой молитвы сердца во время сна. Это бывает у редких и из святых людей, которые достигли крайнего очищения от страстей. Люди же еще страстные, как поведал нам некто, сам это испытавший, прислушиваясь в полусонии к подобному внутреннему движению, как твое, услышали – что же? Услышали «мяу» кошачье, хитро произносимое наподобие слов молитвы. Сестра! Надобно смириться. Мера наша еще очень маленькая. Как бы не попасть в сети врага, и особенно в тонкую прелесть, потому что подверженные прелести вражией бывают сложно исцеляемы. Скорее всякого грешника можно обратить к покаянию, нежели прелестного вразумить. А ты уже и пишешь, что не понимаешь, в чем состоит покаяние.

Прелести вражией более всего бойся при слезах и радости, по совету Лествичника, отвергая приходящую радость как недостойная, чтобы не принять волка вместо пастыря. Не зря сказано: «Служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом» (Пс. 2:11). И о мироносицах пишется, что они бежали от гроба со страхом и радостью. Все это показывает, чтобы мы были осторожны касательно мнения о себе, когда покажется нам, что будто бы что-нибудь приобрели духовное и благодатное. Такое мнение везде выставляют началом и виной прелести богомудрые и богодухновенные отцы, особенно преподобный Марк Подвижник и Исаак Сирин пишут, что нет добродетели выше покаяния и что покаяние до смерти необходимо не только грешным, но и праведным, потому что и праведник семь раз в день падает и что самое совершенство совершенных несовершенно. По этой причине и все святые всегда смирялись и имели себя под всею тварью, потому и пребывали непадательны.

Видения, бывшие тебе и представлявшиеся, не истинны, как-то: видение воскресшего Господа, видение Божией Матери и другое прочее подобное. Вперед не верь ни снам, ни видениям. Все это опасно и обольстительно и не увенчивается добрым концом. Самые плоды настоящей твоей жизни могут служить тебе ясным доказательством, что ты был обманут и увлечен самомнением от бывших представлений и мнимой чистоты, и светлости ума, и случавшимися слезами, и умилением. Все это питало в тебе тайное и тонкое кичение и обольщение вражие, от которых произошли потом горькие плоды. Впрочем, отчаиваться не должно. Не является грех побеждающим человеколюбие Божие. Силен Господь поправить твои душевные обстоятельства, если понудишься положить новое начало с истинным покаянием и искренним смирением. Прежний образ молитвы оставь и не дерзай восходить умом на небо и представлять непостижимое Божество во образе. Благоговейно поклоняйся на иконе образу Святой Троицы, но не представляй умом Божество в таком виде – это опасно, по учению святых отцов, Григория Синаита и других. По краткости теперь нет возможности распространяться об этом. Если хочешь поправить испорченное дело, то подражай в молитве мытарю, о котором Сам Господь говорит, что он не смел и очей телесных возвести к небу, а об уме и говорить нечего, то есть никак не дерзал умом восходить на небо, а стоял перед Богом со страхом и смирением, как зримый свыше от Господа, и прося помилования: «Боже, милостив буди мне, грешнику», и, не дерзая спорить с фарисеем, который явно уничижал его. Вот образ покаяния и возвращения на правый путь для всех согрешивших. И ты ни с кем не спорь и никого не учи, а только внимай своему покаянию и исправлению собственной жизни во страхе Божием, со смирением и самоукорением, не оправдываясь и не отвергая укоризны со стороны, тем более никого не судя и не осуждая.

Пишешь, что сама ты не понимаешь своего душевного устроения. Ты, как видно, от неопытности и самочиния, по причине самомнения и скрытности характера подверглась прелести вражией. Поэтому молись Господу об избавлении: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя, прельщенную! Господи, не попусти врагам до конца поругаться над созданием Твоим, которое Ты искупил Честною Твоею Кровью». Когда будешь так молиться, то сама увидишь действие этой молитвы, как душевным врагам это будет неприятно, и они будут смущать душу твою и отвлекать, чтобы ты так не молилась, да и самолюбию твоему будет неприятно считать себя прельщенной. Но ты понуждайся так молиться и просить от Господа помилования и вразумления. При этом должны быть и еще путаницы душевные, но заочно неудобно изъяснять. Ты прежде и лично была скупа на объяснение, скрывала, сама не знала что и для чего. В скрытности и самочинии основание прелести вражией, от нее же да избавит нас Господь.

О страданиях

Слышу, что вы скорбите больше меры, видя страдания болящей дочери. Действительно, по-человечески нельзя не скорбеть матери, видя дочь свою, малютку, в таких страданиях и страждущую день и ночь. Несмотря на это, вы должны помнить, что вы христианка, верующая в будущую жизнь и будущее блаженное воздаяние не только за труды, но и за страдания произвольные и невольные; и потому не должны нерассудно малодушествовать и скорбеть больше меры, подобно язычникам или людям неверующим, которые не признают ни будущего вечного блаженства, ни будущего вечного мучения.
Как ни велики невольные страдания дочери вашей, малютки С., но все-таки они не могут сравниться с произвольными страданиями мучеников, если же равняются, то она и равное с ними получит блаженное состояние в райских селениях. Впрочем, не нужно забывать и мудреного настоящего времени, в которое и малые дети получают душевное повреждение от того, что видят, и от того, что слышат; и потому требуется очищение, которого без страданий не бывает, очищение же душевное, по большей части, бывает через страдания телесные.
Положим, что и не было никакого душевного повреждения. Но все-таки нужно знать, что райское блаженство никому не даруется без страданий. Посмотрите: и самые грудные младенцы без болезни ли и страданий переходят в будущую жизнь? Впрочем, пишу так не потому, что желал бы я смерти страждущей малютке С., но пишу все это собственно для утешения вас и для правильного вразумления и действительного убеждения, чтобы вы нерассудно и больше меры не скорбели.
Как ни любите вы дочь свою, но знайте, что более вас любит ее Всеблагой Господь наш, всяким образом промышляющий о спасении нашем. О любви Своей к каждому из верующих Сам Он свидетельствует в Писании, говоря: «Если и женщина забудет грудное дитя свое, Я не забуду тебя» (Ис. 49:15). Поэтому постарайтесь умерить скорбь вашу о болящей дочери, возлагая печаль эту на Господа: ибо как хочет и благоизволит, так и сотворит с нами по благости Своей. Советую вам приобщать болящую дочь с предварительной исповедью. Попросите духовника, чтобы поблагоразумнее расспросил ее при исповеди.

О терпении

Если не будем забывать, «что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) и что «все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим. 3:12), то не будем удивляться, почему мы встречаем интриги человеческие от покорных исконному врагу человечества, больше же человеческого спасения, также почему подвергаемся болезням и другим неудобствам в жизни. Не напрасно праведный и многострадальный Иов говорит: «не искушение ли есть житие сие человеку» (Иов 7:1)? Да подражаем этому праведнику в вере и терпении, благословляя имя Господне и помня слова апостола: «Любящим Бога все содействует ко благу» (Рим. 8:28), и еще: «Господь, кого любит, того наказывает» (Евр. 12:6) и прочее, и если терпим со Христом, то есть подобно Ему терпим неправедные обвинения и оскорбления, то с Ним и царствовать будем (2Тим. 2:12).

В мудреном твоем положении и мудреной твоей обстановке трудно тебе сказать что-либо определенное к твоему успокоению. Знаю, что тебе давно тягостно обычное твое занятие; но что же делать, когда нет возможности изменить его на лучшее... Если же переменить только место, то не только выгоды не обещается, но как бы еще и не прогадать. Тут одно неудобство, а в другом месте могут случиться неудобства многие, которые будут препятствовать твоему внутреннему настроению духа. Один тебе совет... достать где-нибудь четвертый том Ефрема Сирина в русском переводе, 139-е Слово о смирении и гордости; и даже советовал бы слово это списать и иметь его для руководства и успокоения в скорбных случаях; а близко подходящие к вашему положению места подчеркнуть, чтобы в случае нужды скорее находить необходимое.
Что делать? Потерпи; может быть, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением. Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога надеяться, Который силен привести все к полезному концу.

Подвигнемся и мы с помощью Божией насколько возможно исправлять порученное нам дело обители, а исправление это без болезни и скорби и без труда быть не может. Когда в теле человеческом заведутся испорченные соки, то они не иначе изгоняются, как лихорадкой или горячкой. А сама знаешь, что болезни эти нелегки, а только после бывает хорошо, когда кто себя достойно выдержит. Вот и в вашей обители дурные соки изгоняются, и нужно выдержать или лихорадку, или горячку, пока они изгнаны будут. А ты, как главный член обители, вот тебе и приходится более других ощущать болезненную страдательность. Не без причины сказано в Евангелии: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21:19), и «претерпевший до конца спасется» (Мф. 10:22). Понудимся и мы потерпеть и получим милость Божию и спасение вечное и бесконечное со всеми терпящими и претерпевшими скорби.

В болезнях телесных, и огорчениях душевных, и в разных внешних обстоятельствах помоги, Господи, все это переносить благодушно и с покорностью воле Божией. И о прежних святых пишется, что они не просто вошли в вечный покой, но, по сказанному в псалмах, «Прошли мы через огонь и воду, и Ты вывел нас в покой» (Пс. 65:12). Видно, иначе нельзя достигнуть того покоя, как потерпеть, да подождать, да потрудиться о себе и о других, так как без любви к ближнему невозможно спастись. На днях среди свободного часа развернул я книгу святителя Амвросия, и открылось место, где сказано, что брачная одежда означает любовь. А любовь, по апостольскому слову, «долготерпит, милосердствует, не ищет своего» (1 Кор. 13:4-5). Правда, что нелегко возиться с сопротивляющимися. Но и на такие случаи имеем псаломское свидетельство, побуждающее нас к терпению и незлобию: «С ненавидящими мир я был в мире. Когда же я говорил с ними, они без вины враждовали со мною (Пс. 119:6-7).

Дух антихристов от времен апостольских действует через своих предтечей, как пишет апостол: «Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Фес. 2:7). Апостольские слова «удерживающий теперь» относятся к предержащей власти и церковной власти, против которой предтечи антихриста и восстают, чтобы упразднить и уничтожить ее на земле. Потому что антихрист, по объяснению толковников Святого Писания, должен прийти во время безначалия на земле. А пока он еще сидит на дне ада, то действует через предтечей своих. Сперва он действовал через разных еретиков, возмущавших Православную Церковь, и особенно через злых ариан, людей образованных и придворных, а потом действовал хитро через образованных масонов, а, наконец, теперь через образованных нигилистов стал действовать нагло и грубо, больше меры. Но обратится болезнь их на голову их, по сказанному в Писании. Не есть ли крайнее безумие трудиться изо всех сил, не щадя своей жизни, для того чтобы на земле повесили на виселице, а в будущей жизни попасть на дно ада, в бездну на вечное мучение. Но отчаянная гордость ни на что смотреть не хочет, а желает всем высказать свое безрассудное удальство .

О безмолвии

Безмолвие – в числе семи деланий у Петра Дамаскина в «Добротолюбии»; и сказанное в 254 ответе Варсонофия Великого, чтобы не обращаться свободно с другими, для вас, живущих в мире и семейных, имеет одинаковый смысл и значение. Безмолвие в этом делании названо и беспопечительностью, чтобы не заботиться по человеческим расчетам о чем-либо. А во всем, касательно себя и семейства, возлагаться на Промысл Божий, делая только возможное по силе своей. Свободно же не обращаться с другими – в славянском переводе читается: иметь бездерзновенность, то есть не мешаться в чужие дела, избегать знакомств и связей без надобности, также неуместных толков и пересудов, говорить кратко и по нужде, и только на вопрос. Но скажу, что делание это неудобоисполнимо не только для вас, но и для нас. Потому-то блаженный старец наш отец Макарий и сам держался пути самоукорения и познания своей немощи, и других тому же научал, так как без смирения и исправные делатели не оправдаются .

И всякое дело делается не вдруг, а постепенно, тем более безмолвие и уединение не вдруг можно усвоить, а нужна большая постепенность. Прежде всего, знай, что, по слову святого Лествичника, безмолвие телесное означает благочиние чувств телесных, то есть очей, слуха и языка, равно и чрева, а безмолвие внутреннее состоит в благочинии помыслов, чтобы отвергать не только страстные помыслы, но и гневные и осудительные, равно тщеславные и подозрительные. Начинать нужно с Божией помощью с благоразумного молчания. На вопросы отвечать кратко и кротко, по потребности; по кельям без надобности не ходить и о ненужном не толковать; где придется быть, особенно беречься судить и осуждать, тем более никому ничем не досаждать. А если по немощи, по старой привычке согрешишь в чем и напутаешь, приноси в этом покаяние сперва перед Богом, а потом и перед духовным отцом.

Вас заботит время трудного рождения: и заботит, и страшит так, что эта преобладающая мысль мешает вам пользоваться всяким благом жизни, и поэтому желаете иметь какую-либо молитву себе в подкрепление. Есть православное предание, что в этих случаях прибегают к Божией Матери, по названию иконы, Федоровской. Выменяйте или напишите себе эту икону, празднование которой бывает дважды в год: 14 марта и 16 августа. Если пожелаете, то можете накануне этих дней вечером совершать домашнее бдение, а в самый день – молебен с акафистом Божией Матери. По усердию можете совершать это и в другое время, как пожелается. Можете ежедневно и сами молиться Царице Небесной, читая Ей не менее двенадцати раз в день «Богородице, Дево, радуйся», хоть с поясными поклонами. Столько же раз читать и кондак Ей: «Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби: да не постыдимся».

Ты жалуешься на страх вражеский, который у тебя бывал в некоторые дни, начиная с самого вечера, а в продолжение ночи оканчивался нелепыми и неприятными весьма для тебя мечтаниями. Когда будешь ощущать такой страх и вражеское нападение, то полезно тебе, по примеру древних отцов, произносить (так, чтобы твои только уши слышали) устами псаломские приличные к тому слова, например: «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюсь?» (Пс. 26:1) и весь 26 псалом. Также: «Обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их; окружили меня, как пчелы, и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их» (Пс. 117:11-12). Еще: «Суди, Господи, обижающих меня, побори борющихся со мною» и прочее (Пс. 34:1). Еще: «Боже! поспеши на помощь мне, не замедли помочь мне» (Пс. 69:1) и подобное.
На самом опыте увидишь, как велика сила богодухновенных псаломских словес, которые опаляют и прогоняют врагов мысленных, как пламень.

Пишешь о своих заботах, и страхах, и предположениях относительно будущего. Положись на волю Божию, тверди себе, что будет то, что Богу угодно будет, и что Всеблагой Господь Божественным Своим Промыслом всячески устрояет о нас благое, полезное и спасительное. Страху же вражию старайся не поддаваться, а когда усилятся тревожные помыслы, отвечай им так: «С нами Бог» и прочее.
«Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог. И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.
И слово, еже аще возглаголете, не пребудет в вас: яко с нами Бог.
Страха же вашего не убоимся, ниже смутимся: яко с нами Бог.
Господа же Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх: яко с нами Бог.
И аще на Него надеяся буду, будет мне во освящение: яко с нами Бог.
И уповая буду на Него, и спасуся Им: яко с нами Бог» .

Пишешь о работнице скончавшейся и спрашиваешь, не искушение ли это тебе, что помысел внушает тебе жалость о ней и понуждает заботиться о ее поминовении, так что из пяти рублей, которые у вас были, вы отдали два священникам, чтобы ее поминали? Отвечаю: конечно, это искушение. Святое Писание говорит: «благотвори ближнему, сколько рука твоя может» (Втор. 15:10). И преподобный Варсонофий Великий говорит, что если монах, имея только необходимое для самого себя, откажет просящему, то не согрешит. А вы разве живете выше учения Варсонофия Великого? Вы постоянно сами нуждаетесь: вам ли думать о денежном благотворении ближним? Если вы отдадите последнее, что вам самим нужно, то враг, который всегда вас борет заботой о ваших недостаточных средствах, еще более будет вам досаждать этим. Хорошо ли вам через непосильное благотворение самим ввергать себя в смущение и заботливость и попечительством, когда мы имеем евангельскую заповедь: «Не заботьтесь...» (Мф. 6:31), – рассуждение, по учению святых отцов, выше всего. Если вы ощущаете жалость к умершей, то вам при вашем положении приличнее не денежные благотворения за нее делать, а, если хотите, самим за нее келейно молиться, чтобы Господь, как Он желает, помиловал душу ее. И думаю, что если так будете делать, то и жалость, и усердие ваше – все это пропадет скоро.

Телеграм канал
с цитатами святых

С определенной периодичностью выдает цитату святого отца

Перейти в телеграм канал

Телеграм бот
с цитатами святых

Выдает случайную цитату святого отца по запросу

Перейти в телеграм бот

©АНО «Доброе дело»

Яндекс.Метрика