...Открыв чрез естество и тварь познание добродетели, Бог приставил Ангелов-хранителей; воздвиг для руководства отцов и пророков; явил знамения и чудеса, ведущие к вере; дал нам писаный Закон, помогающий закону, вложенному в разумное наше естество, и познанию, полученному на основании созерцания твари. Наконец, после того, как мы все оставили без внимания, — о какое нерадение с нашей стороны и, напротив, какое великодушие и вместе заботливость со стороны Любящего нас! — Он Самого Себя отдал за нас, истощив богатство Своего Божества в нашу худость, восприяв наше естество и став Человеком, как мы, благоволил стать нашим Учителем; и Сам учит нас о величии Его человеколюбия, явив это делом и словом, и вместе побуждая к подражанию Его сострадания к людям, и отстраняя несострадательное расположение души слушающих.


Григорий Палама  

Все мы желаем получить спасение и наследовать Царствие Небесное, но часто забываем, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), и потому нередко ищем счастья земного и отрады временной в заботах житейских и в привязанности к мирским вещам. Потому Всеблагой Господь Всепремудрым Своим Промыслом и разрешает узел этот, наводя неожиданные лишения и неожиданную скорбь, чтобы мы осмотрелись и обратили душевный взор свой к приобретению благ не временных, а вечных, которые прочны и никогда не изменяемы. И делает это Господь с нами по безмерной любви Своей к человекам, как говорит апостол:« Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если же остаетесь без наказания… то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:6, 8).


Амвросий Оптинский (Гренков)  

Предлагаю на рассмотрение ирмос Сретенского канона. «Покрыла небеса добродетель Твоя, Христе,: ибо выйдя из ковчега Твоей святыни – непорочной Матери – Ты явился в Храме славы Твоей, как Младенец, носимый на руках, и все наполнилось хвалою Тебе». Какая это добродетель, покрывшая небеса? Безмерная любовь Сына Божия к падшему роду человеческому, ради которой Он, будучи Бог, благоизволил быть человеком, родился от Святой Девы в убогом вертепе, сорокадневным младенцем был принесен в храм, от бесчеловечного Ирода бежал с Матерью и Иосифом в Египет, воспитывался в доме простого древодела; наконец, ради спасения и избавления человека от власти диавола претерпел заплевания и оскорбления, и всякий вид уничижения, и самую поносную смерть на Кресте, но, по тридневном погребении, силою Божества Своего и Славою Отчею воскрес из мертвых и, поправ всю силу вражию и разрушив врата и оковы ада, извел на свободу души, содержимые там, веровавшие и уверовавшие в пришествие Его.
Ради спасения человека из любви так Пострадавший Единородный Сын Божий и тридневно Воскресший, весь закон Свой основал на двух заповедях – любви к Богу и ближнему, и ни одна из этих заповедей не может совершаться без другой. Святой Иоанн Богослов говорит: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20). Также и любовь к ближнему, если бывает не Бога ради, а по какому-либо побуждению человеческому, то не только не приносит пользы, но нередко причиняет и вред душевный. Признаки же истинной любви христианской апостол Павел выставляет следующие: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла (и не помнит зла), не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4–8).

Но должно знать, что если всякая добродетель приобретается не вдруг, а постепенно и с трудом и понуждением, то тем более любовь как начало и конец всех добродетелей требует к приобретению своему и времени, и великого понуждения, и внутреннего подвига, и молитвы, и прежде всего требует глубокого смирения перед Богом и перед людьми. Смирение и искреннее сознание своего недостоинства – во всех добродетелях скорый помощник, равно и в приобретении любви. Итак, начнем каждый с той степени любви, какую кто имеет, и Бог поможет нам. Кого тяготят грехи, тот да помышляет, что «любовь покрывает множество грехов» (1 Пет. 4:8); чья совесть возмущена множеством беззаконий, то да помышляет, что «любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). «Любящий ближнего, –говорит апостол, – исполнил весь закон» (Рим. 13:8). Если бы мы и не достигли означенной совершенной любви, по крайней мере, позаботимся и постараемся не иметь зависти, и ненависти, и памятозлобия.


Амвросий Оптинский (Гренков)  

Многие из христиан и верующих по слабости человеческой и малодушию своему, особенно в скорбях и болезнях, имеют обычай нередко говорить: «Забыл меня Бог или нас». Вот святой Давид за это и упрекает нас псаломскими словами: «Неужели Бог забыл миловать?

Неужели во гневе затворил щедроты Свои?» (Пс. 76:10). Слова эти показывают, что Господь изливает щедроты Свои на создание Свое не только тогда, когда люди ведут себя как следует, но и тогда, когда они прогневляют Господа, как сказано в Евангелии, что Всеблагий Господь по Милосердию Своему «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:45). Сам Господь через другого пророка глаголет к созданию Своему: «Скорее женщина забудет грудное дитя свое… Я же не забуду тебя» (Ис. 49:15).

Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного, на земле. Вот Господь по благости Своей и по любви к роду человеческому и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями, как свидетельствует апостол: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает... Если же остаетесь без наказания… то вы незаконные дети, а не сыны» (Евр. 12:6, 8). Немало между нами и таких, которые хотят и вечное блаженство получить в Царствии Небесном, и вместе желают и временное иметь счастье и полное благополучие. Но это невозможно, как объявляется в Слове Божием, что «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22) и что наследие со Христом получают только те, которые Христа ради на земле переносят различные скорби и страдания, как свидетельствует апостол: «Если с Ним, то есть со Христом, страждем, то с Ним и прославимся».
Когда же в скорбях наших и болезнях будем малодушествовать и роптать на Бога, и на людей, и на участь свою, в таком случае не прославимся, но и осудимся. Постараемся же исправиться хотя не делами, то, по крайней мере, душевным и мысленным расположением, как говорит Иоанн Лествичник: «Не постился, не бдел, на земле не лежал, но смирился и спас меня Господь». И другой святой, Исаак Сирин, говорит: «Смирение и без дел прощает многие согрешения, а дела без смирения бесполезны».


Амвросий Оптинский (Гренков)