Вы желали бы знать, чего ради попущено быть столь тяжкому искушению, но я вам уже писал, что судьбы Божии и Ангелам Его не ведомы, кольми паче нам, человекам грешным: т.е. за грехи ли соделанные искушение это случилось или в предохранение от грехов будущих, или как злато, так искусил вас Бог, да соделает вас достойным Себя. Вы знаете, кажется, историю праведного и многострадального Иова, который в кратком часе времени сколько претерпел ужасных пыток не за грехи и за все это благословлял Бога, и, успокаивая себя, говорил: «Если благое от руки Господней приняли, то злое не потерпим ли?» (ср.: Иов 2, 10). А как праведник этот, в чем сам много искушен был, то получил от Господа Бога велию благодать и искушаемым помогать, то потому и советую вам обратиться к нему с усердным молением и смиренно просить его молитвенного ходатайства перед Богом об избавлении вас от искушений и бед, и уповаю, что ради его святых и всесильных молитв обрадует вас Господь милостью Своею.


Антоний Оптинский (Путилов)  

Ты давно все желала скорбей, и попрания, и уничижения от людей в отдаленном известном месте, куда тебя помысел не перестает тянуть разными изветами. Но вместо этого тебе попущено терпеть досаждения и искушения от бесов в том самом месте, где живешь. Думаю, что тебе случилось это потому, что действовала ты вопреки сказанному в молитве Господней, в которой, во-первых, молимся так: «Да будет воля Твоя», – а потом в конце: «Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго». Не знаю, понимала ли ты смысл этих слов. Святой Исаак Сирин в 5-м Слове объясняет их так. Видимые скорби от людей, от обстоятельств и от болезней тела должно терпеть и переносить со смирением и благодарением, покоряясь всесвятой воле Божией. О душевных же искушениях должно молиться Господу, «чтобы не подвергнуться оным».


Амвросий Оптинский (Гренков)