Для сохранения внутреннего мира <необходимо>:

Прежде всего держи в порядке свои внешние чувства и бегай вольности во внешнем своем поведении — именно, не смотри, не говори, не махай руками, не шагай и ничего другого не делай как-нибудь смятенно, но всегда благочинно и тихо. Привыкши держать себя с благочинною тихостью во внешних своих движениях и делах, легко и без труда достигнешь того, чтоб мирствовать в себе самом, в своем сердце, ибо, по свидетельству отцеп, внутренний человек настроение свое приемлет от внешнего.
Расположись любить всех людей и со всеми жить в согласии, как заповедует святой Павел: аще возможно, еже от вас, со всеми человека мир имейте. (Рим. 12, 18).
Храни совесть свою незапятнанною, чтобы она ни в чем не обличала тебя и ни за что не грызла, по была мирна и в отношении к Богу, и в отношении к тебе самому, и в отношении к ближним, и в отношении ко всем внешним вещам. Такое хранение совести и рождает, и углубляет, и множит мир внутренний, как уверяет святой Давид: мир мног любящем закон Твой, и несть им соблазна (Пс. 118, 165).
Навыкай без смущения сносить всякие неприятности и оскорбления. То правда, что, прежде чем приобретешь такой навык, много придется тебе помучиться и пострадать сердцем, по неопытности в управлении себя в таких случаях; зато, когда приобретешь его, душа твоя начнет почерпать великое утешение из самых встречающихся неприятностей. При решимости, день ото дня все лучше и лучше будешь ты управляться с собой, и скоро дойдешь до того, что будешь уметь в мире хранить дух свой, при всех бурностях совне и внутри.

Если случится иной раз, что ты не сможешь управиться с сердцем своим и, отгнав тугу и скорбь, водворить мир в нем, прибегни к молитве и поприлежи ей, подражая Господу Спасителю, Который в саду Гефсиманском три раза помолился, чтоб дать тебе пример, что во всякой скорби и туге сердечной прибежищем должно иметь тебе молитву, и что, как бы ты ни был опечален и омалодушен, не следует тебе отступать от нее, пока не дойдешь до того, что воля твоя совершенно согласится с волею Божиею, и сердце твое, умиротворившись тем, исполнится мужественного дерзновения с радостью встретить, принять и перенести то, чего пред сим страшилось и желало избегать, как и Господь ужасался, тужил и прискорбен был, по молитве же, умиротворившись, спокойно сказал: востаните, идем: се, прибшжися предали Мя (Мф. 26, 46).


Никодим Святогорец  

Болею сердцем моим и о том, что у вас в одно время бывает и брак, и погребение, то есть и радость, и печаль, так что в одно время налагаете на себя то и то и зараз разрушаете все, и после чувствуете досаду, и смущение, и хулу, и отчаяние, и негодование на все и на всех, начиная от Нади – до Бога. Отчего невозможно и покойной вам быть. Но когда пришло благое желание помолиться Богу и прочитать то и то, помолитесь и прочитайте покойным духом. Не исполнили желания по немощи, спокойным духом скажите: «Помилуй меня, Господи, ибо я немощна» (Пс. 6:3). Не исполнили благие желания от лености или нерадения, опять спокойным духом скажите: «Господи, и не входи в суд с рабой Твоей» (Пс. 142:2). Пришли дурные мысли, снова спокойным духом скажите: «Господи, избави меня от них». Осердились на кого или осудили за что, снова тем же спокойным духом обратитесь ко Господу и скажите: «Согрешила, Господи, прости меня, горделивую и нетерпеливую!» – Вдруг, как туча, нашла тоска и отчаяние, вновь ко Господу обратитесь и скажите к своей унылой душе: «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога!» (Пс. 41:6). – И таким образом во всех случаях старайтесь сохранять сердце свое в спокойствии от смущения, как от неприязненного духа.


Антоний Оптинский (Путилов)