...Святый жертвенник <престол>, которому предстоим, по природе есть обыкновенный камень, ничем не различный от других плит, из которых строятся наши стены и коими украшаются полы, но поелику он посвящен на служение Богу и принял благословение, то он есть святая трапеза, чистый жертвенник, которому касаются уже не все, но только священники, да и те с благоговением. Хлеб опять, пока есть обыкновенный хлеб, но когда над ним будет священнодействовано Таинство, называется и бывает Телом Христовым. То же бывает и с таинственным елеем; то же с вином; сии предметы малоценны до благословения, после же освящения Духом каждый из них действует отличным образом. Та же сила слова производит так же почтенного и честного священника, новым благословением отделяя его от обыкновенных простых людей. Ибо тот, кто вчера и прежде был одним из многих, одним из народа, вдруг оказывается вождем, предстоятелем, учителем сокровенных таинств; и таким он делается, нисколько не изменившись по телу или по виду, но оставаясь по видимости таким же, каким был, некоторою невидимою силою и благодатию преобразовался по невидимой душе к лучшему.


Григорий Нисский  

Вместо обычного поздравления пишу тебе слово Писания, глаголющее: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его (Притч. 9, 1) Премудрость Божия, Господь наш Иисус Христос, основал Святую Свою Церковь на семи Таинствах. Первое из них – Священство, без которого другим Таинствам совершаться невозможно. Второе – Крещение, в котором младенец омывается от прародительского греха, а взрослый – и от собственных, возрождаясь в жизнь духовную. Третье Таинство – Миропомазание, которым восстанавливается потемненный образ Божий в человеке, так как возрожденный Таинством Крещения через Миропомазание печатлеется дарами Духа Святого, чтобы силен был не только противостоять козням вражиим, но мог бы совершать всякую добродетель. Четвертое Таинство – Причащение, через которое человек соединяется с Богом, если только достойно приступает к сему Таинству Святого Причащения, потому что у строгого праведника ежедневно бывает не менее семи недостатков, хотя и не важных, по сказанному: и праведник седмижды падает. Кольми паче необходимо пятое Таинство – Покаяние – для того, кто не достиг еще степени праведничества, а борется доселе со страстями и похотями ветхого человека, боримый и искушаемый вместе исконным и непримиримым врагом человечества. Шестое Таинство – Брак. Хотя мы и избрали жизнь безбрачную, но честность брака должны чтить, потому что произошли на свет от честно-брачных православных родителей, которые позаботились соделать нас участниками означенных Таинств. Седьмое Таинство – Елеосвящение, через которое прощаются забытые по немощи человеческой грехи и врачуются болезни душевные и телесные.
Вот тебе, чадце, в день Ангела твоего сказание о Таинствах Премудрости Божией.


Амвросий Оптинский (Гренков)