...Подьемлет и носит Он <Господь> мир, как питающая млеком своим матерь с любовию носит плод, порожденный из чрева ее.
Милосердый Отец родил нас и питает Кровию Сына Своего. Так матерь дает сосцы свои детищу своему, чтобы напитать его...
Младенец не умеет обратиться в другую какую-нибудь сторону и в другом где-нибудь месте искать себе пищи, а не у матери своей.
Также и мир от Тебя только, Творец, заимствует поддержание жизни, и никто не может дать ему пищу, кроме Тебя одного.
Не нужно ему и просить, чтобы получить от Тебя поддержание жизни; потому что, и не прося, имеет у себя пищу. Не просьба младенца заставляет матерь дать ему сосцы свои. Она подает ему сосцы свои, хотя младенец и не просит; питает его млеком, хотя не слышит молений его; держит его на персях, хотя и не просил он о сем прежде.
Так Праведный дает просимое нами не ради молитвы нашей, но питает нас по собственным Своим щедротам; потому что сотворил нас.


Ефрем Сирин  

...Если ты увидишь, что кто-либо живет справедливо, истощается болезнью и взирает на то, что благочестиво, то ублажай его и считай достойным соревнования, хотя бы его окружали бесчисленные цепи и хотя бы беспрестанно он жил в темнице... хотя бы работал в рудниках, хотя бы терпел что-нибудь ужасное в другом роде. Блажен этот человек, хотя бы у него выкалывали глаза, хотя бы жгли его, хотя бы понемногу изнурялось его тело. Если же ты увидишь, что другой, живущий распутно и порочно и совершающий крайние злодеяния, наслаждается большой честью, восходит на самый царский трон, надевает на себя диадему, имеет багряницу и владычествует над всей вселенной, то оплачь такового и по этой причине и называй несчастным. Поистине нет ничего тягостнее так настроенной души, хотя бы ей была подчинена вся вселенная.


Иоанн Златоуст  

Мы должны благодарить Бога не только за то, что Он сотворил нас разумными, одарил властью свободного произволения, даровал благодать крещения, сообщил знание закона и помощь, но и за то, что Он доставляет нам ежедневным промышлением Своим, именно освобождает нас от наветов врагов, содействует нам, чтобы мы могли победить плотские пороки, покрывает нас без нашего ведома от опасностей, ограждает от грехопадения, помогает и просвещает нас, чтобы мы самую помощь могли понимать и познавать, тайно вдыхает сердечное сокрушение о нерадении и грехах наших, посещает нас спасительным вразумлением, иногда даже влечет нас к спасению, наконец, самый свободный произвол наш, который склоннее бывает к порокам, направляет к лучшему делу и, посещая Своим наказанием, обращает на путь добродетелей.


Иоанн Кассиан Римлянин  

О. Климент на 6 недель отлучался из обители; ездил за границу в Женеву навестить больного графа А.П. Толстого. Слава Богу, успел его там приобщить Святых Таин за три дня до смерти… Из Женевы до Москвы проводил тело умершего графа. Явная милость Божия к графу: с ноября месяца был болен за границей и не приобщался в это время, как бы ожидая о. Климента, и, сподобленный Исповеди и Святого Приобщения, скончался.
Все это описываю тебе подробно для того, чтобы и ты нерассудно и безотрадно не скорбела, а с верой и упованием возлагалась на всеблагой Промысл Божий, который силен все устроить так, как мы и не ожидаем. Советую тебе не верить никакому предчувствию, которое на тебя наводит тоску и безотрадное состояние души, а верить тому, как Бог устроит. Бог же устрояет для нас всегда полезное и спасительное.


Амвросий Оптинский (Гренков)  

Пришел один молодой человек в какой-то московский монастырь и стал просить настоятеля принять его в число братии. Настоятель же, смотря на его кротость, посоветовал ему лучше поступить в Оптину Пустынь. Молодой человек послушался, прибыл в Оптину и немедленно принят был о. архимандритом Моисеем, который сказал о нем старцу о. Макарию. Поместили его отдельно в письмоводительской. Послушник этот всегда держал себя как старец: в церкви стоял тихо, опустив глаза и с строгим благоговением и смирением, без благословения настоятеля из церкви не уходил. И вот, когда он умирал, все улыбался... Вероятно, ему было видение, и умер тихо. Избранники Божии всегда так, им особенно покровительствует Бог. Кто отдает себя Промыслу Божию, о том бывает особенное попечение Божие.


Амвросий Оптинский (Гренков)